"Последний год переходного периода" – так можно охарактеризовать 1959 год в истории советских кольцевых гонок. Прежде всего это можно сказать о трассах, где проводились соревнования. Чемпионат СССР, как и раньше, состоялся на Минском кольце – сорокачетырехкилометровой трассе, состоявшей из отрезков дорог общего пользования, где проводились и предыдущие всесоюзные первенства начиная с 1955 года, – но это был последний чемпионат, проведенный там. Остальные кольцевые гонки сезона прошли на новых трассах. По меньшей мере дважды – в июне и августе – гонщики соревновались на Невском кольце в Ленинграде (к сожалению, никаких сведений об этих гонках найти не удалось). А в сентябре под Таллинном состоялось открытие нового дорожного кольца Пирита-Козе-Клоостриметса. Обе эти трассы имели малую длину круга – 3,3 и 8,6 км соответственно – и ни в чем не уступали европейским аналогам. В следующем, 1960 году они приняли два этапа чемпионата СССР.
Линейные гонки доживали свой век, хотя все еще пользовались огромной популярностью. Это и понятно, ведь на протяжении доброго десятка лет они были своеобразным "национальным видом автоспорта", и влияние их специфики на умы организаторов гонок кольцевых было еще весьма велико. Достаточно привести такой пример: во время проведения гонок на приз общества "Калев", которыми открылось таллиннское кольцо, старта гонки как такового не было: участники уходили на дистанцию парами с интервалами в тридцать секунд, как это было принято в линейных гонках. Вдобавок к этому в заезде гоночных автомобилей был введен минутный гандикап для автомобилей с двигателями ГАЗ-21. Все это чрезвычайно усложняло задачу ведения хронометража и делало гонки менее интересными для зрителей.
Небезынтересная ситуация сложилась с классификацией гоночных и спортивных автомобилей. Несмотря на то, что чемпионат СССР был проведен по национальной классификации, включавшей в себя два класса гоночных автомобилей и три – спортивных, в прессе все чаще и чаще мелькали вполне "международные" словосочетания "формула 3", "формула 1", "формула «Юниор»", что было своего рода "прелюдией" к действительному введению международной классификации в 1960 году.
Действовавшая классификация неплохо отражала разнообразие имевшихся тогда в наличии спортивных автомобилей. Так, класс до 1500 см³ включал в себя автомобили с двигателями "Москвич-407", а до 2500 см³ – ГАЗ-20 и ГАЗ-21. Само собой разумеется, что нижнеклапанные двигатели ГАЗ-20 не были способны на такие же мощностные показатели, какие имели более современные ГАЗ-21, а потому многие гонщики, выступавшие на спортивных "Победах", переходили в класс автомобилей свыше 2500 см³, рассчитанный в первую очередь на двигатели ГАЗ-12, также нижнеклапанные. Они имели в полтора раза больший рабочий объем, чем ГАЗ-20, но их удельная мощность была ниже, а масса – больше. Неудивительно, что в этом классе первые два места заняли спортивные "Победы", оставив лучший экипаж из числа выступавших на ГАЗ-12 довольно далеко позади. Кстати, правило, согласно которому в гонках на спортивных автомобилях были обязаны принимать участие гонщик и механик, в чемпионате 1959 года применялось в последний раз, а в 1960 году оно вышло из употребления и в остальных гонках.
С гоночными автомобилями ситуация была иная. "Младшая" группа номинально включала в себя автомобили с двигателями до 1000 см³, но ограничение это было взято "с потолка": подавляющее большинство автомобилей имело 500-кубовые мотоциклетные двигатели, а оставшиеся – 750-кубовые. Автомобилей с литровыми двигателями в СССР не было, и этот класс, де-юре являясь аналогом международной формулы "Юниор", де-факто соответствовал формуле 3. Все остальные же гоночные автомобили объединялись в класс до 2500 см³, куда, таким образом, входили гоночные "Москвичи", "Победы" и "Волги". Разные по своим возможностям двигатели ставили участников гонок в неравные условия, и для проведения гонки всесоюзного первенства в этом классе судейская коллегия назначила гандикап для автомобилей с двигателями ГАЗ-21. Об этом было сообщено руководителям армейской команды, которой принадлежали все такие автомобили, заявленные на гонки. Руководство, однако, посчитало гандикап завышенным и на этом основании не разрешило своим гонщикам стартовать. Судьи, не желая раздувать конфликт, пошли навстречу армейцам и приняли решение провести отдельный заезд гоночных "Волг". Однако, согласно действовавшим правилам, для того, чтобы гонка носила статус чемпионата СССР, а ее победителю присваивалось звание чемпиона, необходимо было, чтобы в ней принимало участие не менее девяти гонщиков. "Волг" же было всего семь, и поэтому звание чемпиона в этой гонке разыграно быть не могло. Руководство армейской команды не согласилось на такие условия и окончательно отозвало своих участников. Этим оно лишило возможности бороться за звание чемпиона не только их, но и оставшихся в группе спортсменов – их было также семь, и хотя гонка состоялась, звание чемпиона в ней разыграно не было. Удовольствия наблюдать острую борьбу лишились и зрители, которых, несмотря на дождливую погоду, собралось вокруг трассы около ста тысяч человек. Этой неприглядной историей завершились розыгрыши всесоюзных первенств на Большом Минском кольце.
← Сезон 1959 г.