Можно с уверенностью сказать, что сезон 1960 года ознаменовал собой наступление новой эпохи в истории советского автоспорта. Три факта свидетельствуют в пользу этого. Во-первых, в СССР была введена новая "международная" классификация гоночных автомобилей, включавшая формулу 1, формулу 3 и формулу "Юниор". Во-вторых, чемпионат СССР 1960 года впервые прошел в два этапа. В-третьих, эти две гонки впервые в истории чемпионатов Союза были проведены на коротких трассах – Невском кольце в Ленинграде (3,3 км) и Пирита-Козе-Клоостриметса под Таллинном (8,6 км). Для сравнения: чемпионаты 1955-1959 проводились на кольцевой трассе под Минском, имевшей длину круга 44,1 км. Еще одним нововведением стал запрет на участие в гонках спортивных автомобилей с экипажем из водителя и механика, как практиковалось во всех предыдущих чемпионатах СССР, – такая практика в ходе сезона-60 сохранялась только в некоторых гонках местного значения, а затем полностью прекратилась. Кроме того, заслуживает упоминания тот факт, что в мае 1960 года состоялась последняя в истории советского автоспорта линейная гонка.
Впервые введенная в СССР формула 1 номинально совпадала с международной, ограничивая рабочий объем двигателей 2500 см3. Само собой разумеется, однако, что настоящих автомобилей формулы 1 в Советском Союзе не было, а класс этот целиком составляли гоночные автомобили, оснащенные двигателями ГАЗ-21 (2445 см3). Наиболее удачными конструкциями из них были автомобили ГМ-20 и ГА-22 конструкции В. Г. Шахвердова. Кроме них, в гонках принимали участие несколько других самодельных автомобилей, как и автомобили Шахвердова, имевшие переднемоторную компоновку. На этом фоне выделялся лишь заднемоторный "Вана Тоомас" ("Старый Тоомас"), построенный в таллиннском автомотоклубе ДОСААФ.
Международная формула "Junior" предусматривала в зависимости от массы автомобиля использование двигателей рабочим объемом 1000 или 1100 см3. В СССР, однако, не существовало серийных двигателей подходящего рабочего объема, которые могли бы быть использованы для гонок. Поэтому наряду с ограничениями в 1000 и 1100 см3 ФАМС ввела и 1360-кубовый лимит в расчете на использование моторов "Москвич-407" (1358 см3), каковыми и были оснащены все автомобили советской формулы "Юниор". Большинство из них представляло собой самоделки, не имевшие никакого названия или индекса и не отличавшиеся высоким качеством изготовления. Единственным исключением был КВН-1300Г, разработанный и построенный ленинградцем В. Н. Косенковым. Этот автомобиль выделялся на общем фоне своей вполне "европейской" внешностью и тщательной проработкой и позже был построен малой партией.
Технический регламент формулы 3 ограничивал максимальный рабочий объем двигателей 500 см3, что давало возможность использовать мотоциклетные двигатели. В гонках советской формулы 3 применялись моторы ИМЗ-М52С, имевшие рабочий объем 494 см3 и развивавшие около 40 л. с. при 7000 об/мин. 1960 год в этом классе стал переходным: в гонках продолжали использоваться построенные двумя-тремя годами ранее автомобили "Звезда-500" и ГА-500, но с первых ролей их усиленно оттесняли новые, более прогрессивные конструкции: НАМИ-041М и три автомобиля "Эстония-1", "-2" и "-3", построенные на таллиннском авторемонтном заводе (ТОАРЗ).
Классификация спортивных автомобилей в 1960 году также претерпела изменения. Взамен трех групп, в которых разыгрывалось первенство 1959 года, были введены четыре. Группа А предусматривала использование двигателей рабочим объемом более 3000 см3 – сюда, например, вошли спортивные автомобили ЗИЛ-112/4 и -112/5 и новый КВН-3500С конструкции В. Н. Косенкова с двигателем ГАЗ-12. Группа Б (рабочий объем 2300-3000 см3) включала в себя автомобили с двигателями ГАЗ-21; "визитной карточкой" этого класса являлись ленинградские КВН-2500С.
Спортивные автомобили же двух других групп – В и Г, – хотя и были более многочисленными, представляли собой неутешительное зрелище. Группа В (1600-2300 см3) состояла из автомобилей с двигателями ГАЗ-20 – как правило, уже устаревших самоделок, маломощных, неряшливо выглядевших и порой весьма немного отличавшихся от серийных "Побед". Группа Г (до 1600 см3) включала автомобили с двигателями "Москвич-407"; она почти целиком состояла из серийных "Москвичей", оснащенных форсированными двигателями, а единственным действительно спортивным автомобилем в ней был "Москвич-СА" армейского гонщика Карла Галыгина.
← Сезон 1960 г.