1961

Краткий обзор чемпионата СССР


Введение с 1961 года в международной классификации FIA новой 1,5-литровой формулы 1 поставило чиновников ФАМС СССР в затруднительное положение. С одной стороны, их целью было "подтянуть" советский автоспорт к мировому уровню и "вывести его в свет" – рассуждая с этой точки зрения, они должны были ввести новую формулу 1 и в СССР. Но, с другой стороны, если бы это было сделано, то единственными серийными двигателями подходящего рабочего объема, пригодными для создания гоночных модификаций для советской формулы 1, остались бы моторы "Москвич-407". Таким образом, этот класс превратился бы в аналог принятой в Советском Союзе национальной 1360-кубовой формулы "Юниор"! Кроме того, изменение правил оставило бы "безработными" большое количество довольно удачных гоночных автомобилей с двигателями "Волга", построенных в 1957-1960, таких, как, например, ГА-22. Учитывая все это, ФАС приняла решение отложить введение новой формулы 1 и заменить ее в советской классификации гоночных автомобилей свободной формулой (свыше 1360 см3) – такой шаг позволил автомобилям с двигателями "Волга" остаться на гоночных трассах.

Чемпионат формулы "Юниор", как ожидалось, в 1961 году должен был выиграть Вячеслав Косенков на КВН-1300Г – его преимущество в предыдущем сезоне было очевидным. Однако прогнозы не сбылись: титул достался Юрию Чвирову, выступавшему на новом автомобиле "Москвич-Г3", созданном на МЗМА. Как и КВН-1300Г, он был оснащен двигателем модели "-407", но лучше подготовленным для гонок, чем это смогли сделать ленинградцы. Бóльшая мощность двигателя смогла компенсировать перетяжеленность автомобиля (650 кг против 550 у КВН-1300Г), и "Москвич-Г3" оказался грозным соперником в борьбе с ленинградскими гонщиками.

В формуле 3 доминировали "Эстонии". ТОАРЗ начал мелкосерийное производство этих автомобилей в 1960 году, и в сезоне-61 большинство гонщиков выступало на эстонских машинах. Однако "Эстонии-3" оказались чрезвычайно ненадежными, в первую очередь – по вине мотоциклетных двигателей ИМЗ-М52С, не приспособленных к гоночным нагрузкам. И в Каунасе, и в Ленинграде большое количество участников покинуло гонку из-за обрывов клапанов. Прошлогодний чемпион Георгий Сургучев продолжал выступать на НАМИ-041М, однако оба раза ему не повезло, и из борьбы за звание чемпиона СССР он выбыл.

В классификации и расстановке сил в гонках спортивных автомобилей ничего по сравнению с предыдущим сезоном не изменилось, за исключением запрета на выступление в гонках автомобилей со стандартными кузовами. Он был принят, очевидно, после того, как в 1960 году в группе Г лишь один автомобиль был действительно спортивным – все остальные представляли собой обыкновенные "Москвичи" с форсированными двигателями. Сезон 1961 года стал последним для автомобилей группы В: самодельные машины с устаревшими моторами ГАЗ-20 должны были исчезнуть с гоночных трасс. Также это был и последний сезон для группы А: поскольку автомобили с двигателями большого объема (ЗИЛ-111, ГАЗ-12) были лишь немного быстрее (а порой даже медленнее), чем автомобили группы Б с двигателями "Волга", ФАС приняла решение исключить группу А из чемпионатов СССР.

← Сезон 1961 г.