1963

Краткий обзор чемпионата СССР


В 1963 году в классификации гоночных автомобилей в СССР вновь произошли изменения. Главным событием стало приведение к международным правилам технического регламента формулы "Юниор": теперь рабочий объем двигателей ограничивался 1000 см3. Такое решение ФАС стало большим шагом вперед в деле "подтягивания" автоспорта в СССР к мировому уровню: технический регламент был принят, не будучи "подстроенным" под имевшийся тогда выбор серийных двигателей, и волей-неволей для автоклубов пришлось приобретать зарубежную гоночную технику. В ГДР была закуплена большая партия гоночных автомобилей конструкции Хайнца Мелькуса, оснащенных трехцилиндровыми двухтактными моторами "Wartburg" (991 см3, 70 л. с. при 5500 об/мин). Эстонский ТОАРЗ, не желая оставаться в стороне, на основе двигателя и трансмиссии немецких машин еще в 1962 году построил два автомобиля "Эстония-5". Конструкция оказалась удачной: Энн Гриффель и Уно Аава заняли два первых места в чемпионате СССР. Правда, сравниться с зарубежными аналогами "Эстония-5" все же не могла. Также автомобиль формулы "Юниор" на агрегатах "Wartburg", названный "Киев-2", построил украинский гонщик Анатолий Аргентов.

"Побочным продуктом" появления в СССР международной формулы "Junior" стала также номинально соответствовавшая действовавшему тогда регламенту 1,5-литровая формула 1. ФАС ввела ее для оставшихся "не у дел" автомобилей прежней национальной формулы "Юниор", оснащенных двигателями "Москвич" (1358 см3). В сезоне-63 к извечным соперникам в этом классе – "Москвич-Г3" и КВН-1300Г – добавился совершенно новый заднемоторный "Москвич-Г4" конструкции И. А. Гладилина и Л. М. Шугурова. Он оснащался тем же двигателем модели "-407", что и его предшественник "-Г3", но имел снаряженную массу не в пример меньшую – 550 кг – и развивал максимальную скорость 180 км/ч. Руль новой машины доверили лидеру заводской команды МЗМА Юрию Чвирову, а "второй номер" Евгений Веретов пересел на прежний автомобиль Чвирова.

Как ни странно, но все вышеописанные нововведения вовсе не означали конец существования свободной формулы (или, как она официально называлась в 1962 году, формулы 2). Она только получила очередное новое название – формула 5. Больше ничего по сравнению с сезоном 1962 года не изменилось: в формуле 5 по-прежнему задавали тон ленинградские гонщики, выступавшие на автомобилях с двигателями "Волга". А вот конец 500-кубовой формулы 3 Федерацией был уже запланирован – этот класс гоночных автомобилей должен был исчезнуть после сезона-64. Все машины формулы 3 по-прежнему базировались на мотоциклетных агрегатах, зачастую не приспособленных к повышенным нагрузкам в условиях автогонок (вспомним потрясающую ненадежность "Эстоний" в 1960-1962!), и поэтому смысла в дальнейшем существовании такой формулы 3 не было.

Также навлекли на себя немилость ФАС спортивные автомобили. Как указывали чиновники Федерации, они стали фактически теми же гоночными машинами различных национальных формул, "упакованными" в обтекаемые двухместные кузова. С учетом этого ФАС сократила число классов спортивных автомобилей до одного, объединявшего все машины без учета рабочего объема двигателя и называвшегося теперь группой В, – прежние литеры А и Б получили в 1963 году серийные автомобили, роль которых в советском автоспорте, напротив, неуклонно увеличивалась. В группу А по новой классификации входили машины с рабочим объемом двигателей свыше 1500 см3, в группу Б – до 1500 см3. Совершенно очевидно, что первая группа была укомплектована исключительно "Волгами", а вторая – столь же исключительно "Москвичами".

Чемпионат-63 проходил в два этапа. Первый, состоявшийся в Качергине на уже хорошо знакомой гонщикам и зрителям трассе Неманское кольцо, помимо того, что приносил участникам зачетные очки чемпионата, являлся также отборочным – ко второму этапу допускалось по десять лучших гонщиков в каждом классе, вдобавок еще пятеро из каждого класса могли принять участие во втором этапе специальным решением судейской коллегии. Эта вторая гонка сезона прошла на новой для чемпионатов СССР трассе в Минске, так называемом малом Минском кольце – в отличие от большого Минского кольца длиной 44,1 км, на котором чемпионаты СССР проводились в 1955-1959. Малое кольцо, открытое в конце 1962 года, представляло собой треугольник весьма небольшой (менее 3 км) длины и пришлось по душе как участникам, так и болельщикам. Однако, несмотря на явно удачный дебют в качестве места проведения этапов чемпионатов Союза, минская трасса не принимала их на протяжении следующих пяти лет, вплоть до 1969 года.

← Сезон 1963 г.