Классификация гоночных и спортивных автомобилей в Советском Союзе к 1964 году вновь изменилась. На этот раз, правда, чисто номинально: поскольку прежняя формула "Junior" в международной классификации FIA стала называться формулой 3, то ФАС пришлось сделать то же самое – переименовать национальную формулу 4, как называлась в СССР формула "Junior", в формулу 3. Прежняя же национальная 500-кубовая формула 3 стала называться формула 4.
Больше никаких изменений в этих двух классах не произошло. "Пятисотки" по-прежнему были представлены "Эстониями" образца 1959 года, не показывая выдающихся спортивных результатов, и продолжали вызывать серьезное недовольство Федерации. В формуле 3 господствовали автомобили конструкции Хайнца Мелькуса, причем более современных моделей по сравнению с чемпионатом 1963 года. Дело в том, что новый регламент формулы 3 разрешал устанавливать на двигатели только один карбюратор, а старые модели 1961 года этому пункту не соответствовали, имея по три карбюратора. Кроме немецких машин, в чемпионате участвовало несколько отечественных конструкций, созданных на агрегатах "Wartburg". Перед началом сезона конструкторы ТОАРЗ поднимали в печати вопрос о выпуске партии автомобилей "Эстония-5", ссылаясь на их небольшую по сравнению с немецкими "Melkus-63" стоимость, но к их мнению не прислушались, предпочтя закупить более дорогие автомобили в ГДР.
Из-за упомянутого выше требования установки одного карбюратора на двигатели автомобилей формулы 3 часть старых "Melkus-61" была заявлена в объединенном чемпионате национальных формул 1 и 2 – национальная формула 2, подобно формуле 3, ограничивала рабочий объем двигателей 1000 см3, но в целом не была ориентирована на серийные агрегаты. Даже несмотря на меньший рабочий объем двигателей (991 см3 у "Wartburg" против 1358 см3 у "Москвич"), автомобили "Melkus" оказались весьма конкурентоспособными: Георгий Сургучев выиграл чемпионат, опередив Вадима Ржечицкого на "Москвич-Г4". Тем не менее эксплуатация "Melkus-Wartburg" оказалась сопряженной с целым рядом трудностей. Агрегаты этих автомобилей, а в особенности – двигатели, работали с очень высокой нагрузкой и часто выходили из строя; поиск же запасных частей для зарубежных машин, пусть даже и из социалистической страны, с которой поддерживались тесные связи, представлял собой задачу трудноразрешимую.
Также заслуживают упоминания появление в группе Б (серийные "Москвичи") новых автомобилей модели "-403" и переименование группы В (спортивные автомобили) в группу Г с одновременным введением ограничения рабочего объема двигателей 3000 см3. Это ограничение сделало невозможным участие в гонках группы Г двух спортивных автомобилей ЗИЛ-112С, оснащенных двигателями большого объема. Они были заявлены в классе формула 5 (свободная), где выступавшие на них гонщики не смогли выиграть у соперников на автомобилях с двигателями ГАЗ-21. Повторялась история 1960-1961, когда спортивные автомобили группы А порой проигрывали в борьбе с аналогами из группы Б.
Чемпионат по традиции прошел в два этапа, первый из которых состоялся на Неманском кольце под Каунасом, а второй – на Невском кольце в Ленинграде. Оба этапа планировалось сделать двухдневными, однако ленинградский этап из-за сильного дождя оказалось невозможным провести за выходные, и некоторые заезды пришлось перенести на понедельник ("Любители автомобильного спорта получили возможность растянуть удовольствие", – писали об этом в газетах).
← Сезон 1964 г.