1965

Краткий обзор чемпионата СССР


В 1964-1965 гг. в СССР проходила III Всесоюзная Спартакиада по техническим видам спорта, впервые в программу которой были включены шоссейно-кольцевые автомобильные гонки. Многоступенчатая система отборочных соревнований заканчивалась в каждой из республик Союза локальным чемпионатом – республиканским финалом, а чемпионат СССР 1965 года получил статус финала Спартакиады по шоссейно-кольцевым гонкам. Он вот уже шестой раз подряд проводился в два этапа – в 1965 году, как и годом раньше, они состоялись на Невском кольце в Ленинграде и Неманском кольце под Каунасом.

Среди гоночных автомобилей основной упор теперь уже прочно приходился на формулу 3. К сезону-65 в ГДР были приобретены пять новых автомобилей "Melkus-64", на которых выступали признанные мастера – Георгий Сургучев, Антс Сейлер, Виктор Лапин, Юрий Андреев, Владислав Птушкин. Однако говорить о том, что формула 3 в СССР не испытывала проблем в своем развитии, было бы неверно: постоянная нехватка запасных частей и агрегатов для немецких автомобилей привела к тому, что на чемпионат СССР в этом классе была заявлена лишь половина всех машин "Melkus", имевшихся тогда в Советском Союзе.

Гораздо более интересным с технической точки зрения получился 1965 год в формуле 5 (свободной), где начали появляться автомобили с двигателями ГАЗ-13 "Чайка" (5526 см3). Из четырех таких автомобилей наиболее заметной стала новая конструкция Юрия Вишнякова: трансмиссия автомобиля не включала в себя коробку передач. Большой крутящий момент (41 кгм) двигателя ГАЗ-13 позволил пойти на такое решение, но оно же и подвело Вишнякова в борьбе за чемпионство: если на быстром Неманском кольце он финишировал вторым, уступив только Геннадию Жаркову на ЗИЛ-112С/65 с 270-сильным двигателем ЗИЛ-114, то на Невском кольце, предъявлявшем высокие требования прежде всего к динамике автомобилей, а потом уже – к максимальной скорости, ему досталось лишь пятое место. Но, бесспорно, к наиболее необычным решениям прибегнули литовские гонщики В. Чапулис и И. Левинскис. Первый установил на свой автомобиль чехословацкий авиационный двигатель рабочим объемом 3,98 л (совершенно очевидно, что, кроме проблем с охлаждением и системой смазки, ничего из этого не получилось), а второй разработал конструкцию автомобиля с двумя двигателями ГАЗ-21, которые передавали крутящий момент к задней оси через специально сконструированную распределительную коробку.

В национальной формуле 1 к 1965 году наметился явный кризис, связанный прежде всего с подавляющим превосходством заводской команды МЗМА, продолжавшимся еще с того времени, когда формула 1 называлась формулой "Юниор". К сезону-65 три построенных на заводе автомобиля "Москвич-Г4" были оснащены новыми моторами модели "-408" (81 л. с. при 5600 об/мин), что дало Виктору Щавелеву, Вадиму Ржечицкому и Владимиру Бубнову возможность бороться за победы исключительно между собой. Конкурировать с ними не мог никто. Даже "Эстония-12", на которую в конце 1964 года возлагалось столько надежд, не смогла противостоять "Москвичам".

Еще хуже дело обстояло с формулой 4. Наметился окончательный закат этого класса: все те же старые "Эстонии-3" с мотоциклетными двигателями, недостаток запасных частей, малое количество участников – по большей части малоизвестных гонщиков, ни до, ни после описываемого периода не отличившихся в других классах автомобилей.

Спортивные автомобили (группа Г) также переживали пору заката – это понимали все, в том числе и гонщики: еще годом раньше наметился массовый переход их из группы Г в классы гоночных или стандартных автомобилей. В свете этого не таким уж неожиданным выглядел успех грузинских спартаковцев И. Полторацкого и Ш. Мамрикашвили, на автомобилях собственной конструкции занявших два первых места в чемпионате.

В отличие от гоночных и спортивных автомобилей, классы стандартных "Волг" (группа А) и "Москвичей" (группа Б) развивались на редкость динамично. В группе А наконец-то появились два автомобиля, выставленные непосредственно Горьковским автомобильным заводом, под управлением В. Мосолова и И. Пугачева. Оба они без особого труда разгромили считавшихся фаворитами ленинградских спартаковцев, заняв первые два места в классе. Вообще же на первый этап чемпионата СССР в группе А было заявлено пятьдесят семь участников, в то время как на Невском кольце могли одновременно стартовать не более двадцати пяти автомобилей. Поэтому пришлось устроить жесткий отбор по результатам квалификационных заездов и существовавшим правилам комплектования команд республик, заводов и спортивных обществ. Но даже после такого отбора на старт гонки пришлось допустить тридцать гонщиков – больше, чем предполагалось вначале.

В группе Б, как ни странно, заводская команда МЗМА стала сдавать свои позиции: лишь неудачное выступление ленинградца Льва Волкова на Неманском кольце принесло москвичам очередную победу. Следует отметить и появление в группе Б первых автомобилей "Москвич-408". Их выставили ленинградцы – заводские гонщики МЗМА по-прежнему ездили на "четыреста третьих".

← Сезон 1965 г.