1967

Краткий обзор чемпионата СССР


В истории отечественных кольцевых автогонок 1967 год стал шагом назад, особенно заметным на фоне неуклонного прогресса семи предыдущих сезонов. Однако причиной этого стали отнюдь не директивы и распоряжения ФАС. Наоборот, на новый сезон Федерация запланировала календарь, согласно которому чемпионат СССР впервые должен был проходить в три этапа: гонки должны были состояться 8-9 апреля на тбилисской городской трассе Ваке-Сабуртало, 22-23 июля в Минске и 29-30 июля в Таллинне. Все это, правда, относилось только к формуле 3, которая являлась единственным в Союзе классом гоночных автомобилей, более или менее близким к международному уровню; в классе формула 3 проводились и гонки на Кубок Дружбы социалистических стран. Чемпионаты в остальных классах гоночных автомобилей должны были пройти, как и раньше, в два этапа – одновременно со вторым и третьим этапами первенства формулы 3. Для серийных автомобилей групп А и Б был запланирован отдельный чемпионат (8-9 июля в Каунасе).

Увы, на деле все получилось не так. 9 апреля на тбилисской трассе, где одновременно с первым этапом чемпионата разыгрывалось и первенство Тбилиси по гонкам на серийных автомобилях, "Волга" краснодарского гонщика Байзета Беджашева вылетела в повороте в толпу зрителей. Шесть человек погибли, пятеро были ранены. Эта катастрофа – крупнейшая в истории отечественного автоспорта – вызвала негласный бойкот кольцевых гонок в СССР. Из их программ немедленно исчезли гонки на серийных автомобилях – "Волги" и "Москвичи" вернулись на гоночные трассы лишь в середине октября. Пострадали и "формулы": количество проводимых в 1967 году соревнований резко сократилось (остались лишь традиционные гонки на Невском кольце). Вместо двух июльских этапов удалось провести только один – тоже в Ленинграде. Таким образом, чемпионат формулы 3 был проведен в два этапа, а в остальных классах – в один, чего не было с 1959 года. Несколько компенсировало этот факт то обстоятельство, что гонки, как и в 1966 году, проводились в два заезда каждая.

Сильнее всего бойкот ударил по гонкам местного значения, таким, как, например, "Золотая осень" или "Янтарная «Волга»", в которых гонки на серийных автомобилях являлись своего рода "главным номером программы". Минская гонка была отменена, а рижскую с трудом удалось провести на грунтовом треке бывшего ипподрома (таким образом, к числу шоссейно-кольцевых гонок ее отнести нельзя). Возможно, из-за тбилисской катастрофы был отменен и запланированный на 22-23 июля советский этап Кубка Дружбы.

При всех многочисленных последствиях случившегося в Тбилиси сама катастрофа тщательно замалчивалась. В тогдашней периодике нет и намека на нее. Комментируя возвращение групп А и Б на гоночные трассы в октябре, ленинградская пресса упоминала лишь имевший место быть "долгий перерыв" безо всякого объяснения причин этого перерыва. Изменившееся отношение к кольцевым автогонкам привело к тому, что даже чемпионат СССР практически не освещался в прессе, и на фоне публикаций, посвященных предыдущим сезонам, отсутствие сведений о первенстве 1967 года казалось непонятным и беспричинным.

"Шагом назад" стал сезон-67 не только в отношении календаря гонок и классов автомобилей. Чемпионат формулы 1, казалось, ознаменовал собой возвращение в первые годы существования этого класса в СССР: первые три места были заняты ленинградцами на самодельных автомобилях с двигателями ГАЗ-21, причем второе и третье места достались гонщикам, выступавшим на ГА-22М – автомобилях, лишь немного модернизированных по сравнению с теми, что впервые вышли на старт в 1958 году! Гоночные же "Москвичи" – наиболее прогрессивные конструкции национальной формулы 1 – в сезоне-67 почти не появлялись на трассах, так как на МЗМА предпочли сосредоточить основные усилия на ралли.

Не лучшим образом обстояли дела и в формуле 3: на этот раз в гонках принимало участие уже шесть автомобилей "Эстония-9" против одного в 1966 году, но из-за слишком раннего начала сезона гонщики получили новые машины буквально накануне первого этапа и не успели их как следует обкатать и настроить. Отчасти это относилось и к немецким "Melkus", закупки которых в ГДР продолжались. Двухтактные двигатели "Wartburg" были очень чутки к регулировкам, и в итоге на первом этапе процент сходов оказался очень высок. Именно сход в одном из заездов первого этапа не позволил Энну Гриффелю, выступавшему на "Эстонии", стать чемпионом СССР.

Удручающее зрелище представляла в 1967 году собой доживавшая свой век 500-кубовая формула 4: на старт гонки в Ленинграде вышли всего девять малоизвестных гонщиков, в основном на на дряхлых "Эстониях-3", из которых добрались до финиша лишь трое. К счастью, в ФАС наконец решились на радикальные меры и с 1968 года ввели новую формулу 4, под действие которой старые "пятисотки" уже не подпадали. На первенстве СССР в Ленинграде стартовал один автомобиль новой формулы 4 – "Эстония-15".

В 1967 году вернулась в чемпионат СССР группа Г, но, к сожалению, это был ее последний сезон: в новой классификации автомобилей для кольцевых гонок, принятой в 1968 году, для спортивных автомобилей не нашлось места. Справедливости ради следует сказать, что основания для подобного решения у ФАС были: некогда самые распространенные в СССР спортивные автомобили на базе ГАЗ-21 давно уже теряли популярность у гонщиков, переходивших в гонки "формул", новые конструкции практически не появлялись. К примеру, все три призера чемпионата-67 выступали на КВН-2500С, лишь немного модернизированных по сравнению с базовой конструкцией десятилетней давности.

← Сезон 1967 г.