1968 год ознаменовал собой возрождение шоссейно-кольцевых гонок в СССР после кризиса предыдущего сезона. Вновь появились в календаре гонки "Золотая осень" и "Янтарная «Волга»"; вернулись на гоночные трассы стандартные автомобили; по сравнению с 1967 годом, когда все гонки проводились в Ленинграде, в 1968 "центр тяжести" заметно сместился на запад – в Ригу, где прошли главные соревнования сезона – этап Кубка Дружбы социалистических стран, чемпионат общества "Спартак" и первый этап чемпионата СССР (второй по традиции состоялся на Невском кольце). Правило, предусматривавшее проведение каждого этапа в два заезда, было отменено. Появилась и новая классификация гоночных и стандартных автомобилей, которая содержала в себе ряд любопытных моментов. Так, из нее наконец исчезла 500-кубовая формула 4, которая в последние три года своего существования окончательно потеряла всякое значение для развития автоспорта. Теперь к четвертой формуле относились автомобили с рабочим объемом двигателя до 350 см3 и массой не менее 200 кг. Специально для новой формулы 4 на ТОАРЗ была спроектирована "Эстония-15", оснащенная мотоциклетным двигателем Иж-Юпитер (следует, однако, заметить, что на автомобиле чемпиона СССР Михкеля Ныммика стоял чехословацкий двигатель). Опытный образец этого автомобиля стартовал на первенстве страны в классе формула 4 еще в 1967 году, а к началу сезона-68 ТОАРЗ успел выпустить около двадцати машин. Новая формула 4 рассматривалась как переходная ступень от картинга к "старшим" формулам и предназначалась прежде всего для молодых гонщиков.
Формула 3 не претерпела никаких изменений, разве что число "Эстоний" продолжало расти, а число немецких "Melkus" – уменьшаться. На ТОАРЗ создали модернизированный автомобиль "Эстония-9М" с усиленной рамой и вынесенными наружу пружинами и амортизаторами передних колес. Совершенно необычным для СССР гоночным автомобилем стала "Эстония-9Ф", оснащенная 95-сильным британским двигателем "Ford-Cosworth-MAE". На этом автомобиле Юрий Андреев выступал в нескольких гонках сезона и добился успехов, но в той гонке, для которой "Эстония-9Ф" была предназначена прежде всего, – этапе Кубка Дружбы – он проиграл Энну Гриффелю на обыкновенном автомобиле с двигателем "Wartburg-312". В гонках чемпионата СССР "-9Ф" так и не появилась.
Еще одним событием стало возвращение в классификацию автомобилей формулы 5, но уже не свободной, как в 1963-1965. Теперь пятая формула ограничивала рабочий объем 2500 см3 и предусматривала нижнее расположение распределительного вала, то есть, очевидно, была рассчитана на автомобили с двигателями ГАЗ-21. ФАС мотивировала введение формулы 5 тем, что гоночные "Волги" со своими уже устаревшими двигателями не могут сравниться с "типичными гоночными автомобилями", то есть формулой 1, к которой они относились раньше. Непонятно было только, что имелось в виду под "типичными гоночными автомобилями" – настоящих машин формулы 1 в СССР все равно не было. Но, так или иначе, теперь все автомобили с двигателями ГАЗ-21 относились к формуле 5, и чемпионат СССР был разыгран в этом классе взамен первой формулы, которая, разумеется, исчезла со сцены. В основной массе автомобили формулы 5 представляли собой те же устаревшие переднемоторные конструкции, что и несколько лет назад, и поэтому появление в этом классе новой "Эстонии-14" стало большим событием. В основе своей это было видоизмененное шасси "Эстония-9", оснащенное двигателем ГАЗ-21. Легкий заднемоторный автомобиль имел подавляющее преимущество перед старыми конструкциями – Мадис Лайв без труда выиграл оба этапа.
Сильно ударило введение новой формулы 5 по АЗЛК (так с 1968 года стал называться МЗМА), где для гоночных автомобилей применяли двигатели "Москвич-412" с распределительным валом в головке цилиндров: теперь "Москвичи" невозможно было заявить в формуле 5, а в формуле 2, к которой, собственно, они и относились, не было ни одного участника, кроме них. Поэтому от АЗЛК на чемпионате СССР в формуле 5 был заявлен только один "Москвич-Г4А" с двигателем "-408" – имея штанговый привод клапанов, он вполне соответствовал требованиям пятой формулы.
Зато в гонках стандартных автомобилей АЗЛК был представлен более чем достойно. Новая классификация предусматривала шесть классов стандартных автомобилей, из которых распространены были два: третий (1300-1600 см3, то есть "Москвичи") и пятый (1800-2500 см3, то есть "Волги"). Каждый из классов делился на две группы: А (двигатели с верхним распределительным валом) и Б (с нижним распределительным валом). Чемпионат СССР в классе III разыгрывался в обеих группах, и в каждой были гонщики АЗЛК. Без особого труда они взяли первенство как в классе IIIА (В. Ржечицкий), так и в классе IIIБ (А. Ламин).
"Волги" по новой классификации относились к классу VБ. Потрясения 1967 года окончательно ушли в прошлое, и класс VБ стал столь же многочисленным, сколь и прежняя группа А. Более того, наметился путь его дальнейшего развития: с 1968 года ГАЗ начал отдельными партиями выпускать новую модель ГАЗ-24. Казалось бы, ФАС, стремившаяся постоянно развивать автоспорт, должна была всячески приветствовать появление новых автомобилей на гоночных трассах. Однако когда ГАЗ попытался заявить на первый этап чемпионата в классе VБ своего гонщика А. Калентьева на "двадцать первой" "Волге", оснащенной двигателем и четырехступенчатой коробкой передач ГАЗ-24, ФАС отказала в регистрации, хотя завод и представил документы, подтверждавшие, что все новые агрегаты были выпущены в количестве не менее тысячи штук, как того требовал регламент. Калентьеву пришлось удовлетвориться участием в гонке вне конкурса.
← Сезон 1968 г.