После того шага вперед, каким стал 1969 год в истории чемпионатов СССР по кольцевым автогонкам, в сезоне-70 было бы логичным закрепить или даже развить этот успех. Однако если чемпионат 1969 года для гоночных автомобилей был проведен в четыре этапа, то следующее первенство СССР было запланировано лишь трехэтапным: его гонки должны были состояться 6 сентября в Ленинграде, 13 сентября в Риге и 20 сентября в Минске. Такое решение было довольно странным: в распоряжении ФАС тогда имелось заведомо больше трех различных кольцевых трасс, а календарь, согласно которому гонки проводились с интервалом в одну неделю, не давал возможности участникам совершенствовать свои автомобили по ходу чемпионата. Видимо, учитывая последнее обстоятельство, Федерация решила изменить календарь, поменяв гонки местами и увеличив временные промежутки между ними. Открылся чемпионат 7 июня минской гонкой, приуроченной к советскому этапу Кубка Дружбы, а второй этап был запланирован в Ленинграде на конец июня. Однако в начале сентября ФАС официально объявила об отмене обеих оставшихся гонок. Из этого следовало, что результатами чемпионата СССР будут считаться результаты одной-единственной минской гонки. Такого в истории советского автоспорта не случалось с 1959 года – даже в сезоне-67, когда было отменено большое количество гонок, удалось провести двухэтапный чемпионат в классе формула 3. В сезоне же 1970 года не было даже и этого.
Чемпионат-70, как и раньше, состоялся для трех классов гоночных автомобилей – формулы 1, формулы 3 и формулы 4. Последние два из них фактически являлись мономарками – в формуле 3 господствовали автомобили "Эстония-9" и "-9М", а в формуле 4 – "Эстония-15" и появившийся в 1970 году модернизированный вариант "-15М". В то же время в национальной формуле 1 собрались самые разнообразные автомобили. Среди них, правда, уже не было ни спортивных ЗИЛ-112С, ни "Юности" с двигателем воздушного охлаждения, но состав участников все равно оставался очень пестрым. Наиболее необычным событием стало появление в формуле 1 итальянского автомобиля "de Sanctis" образца 1964 года, на котором в Кубке Дружбы социалистических стран начиная с сезона-69 выступал капитан советской сборной Юрий Андреев. Автомобиль этот относился к формуле 3 и должен был быть заявлен в этом же классе и в национальном чемпионате. Гонки Кубка Дружбы, однако, показали, что "de Sanctis" имеет подавляющее преимущество над отечественными "Эстониями" формулы 3, превосходя их по мощности на 15-20 л. с. и в то же время имея на 60 кг меньшую массу. Андреев вынужден был стартовать в формуле 1, где выступали более мощные автомобили, но сумел с блеском выиграть и здесь.
Второе и третье места заняли гонщики, выступавшие на новых автомобилях "Эстония-16", которые мелкими сериями начал выпускать ТОАРЗ. Они оснащались двигателями "Москвич-412" мощностью 90-95 л. с. и по классификации ФАС относились к формуле 2 (отдельный чемпионат в этом классе все еще не разыгрывался). Стоит, однако, отметить, что такое положение вещей устраивало далеко не всех, и некоторые гонщики, получившие в распоряжение новые "Эстонии", стали устанавливать на них двигатели "Волга". На одном из таких автомобилей Юрий Марков занял в чемпионате второе место.
Фавориты прошлогоднего первенства – заводские гонщики АЗЛК – в сезоне-70 появлялись на трассах редко. В чемпионате СССР принимал участие лишь Николай Шевченко на старом автомобиле "Москвич-Г4М". Мадис Лайв продолжал участвовать в гонках на "Эстонии-14", но успеха на этот раз ему добиться не удалось.
Чемпионат по гонкам на стандартных автомобилях состоялся, как и годом раньше, отдельно, в один этап. В 1970 году исчез из розыгрыша первенства класс IIIБ (автомобили "Москвич-408"). Два остальных класса – IIIА ("Москвич-408") и VБ (ГАЗ-21) – остались без изменений.
← Сезон 1970 г.