1971 год стал в истории советских кольцевых гонок такой же заметной вехой, какой был, например, 1960 год. Но если сезон-60 ознаменовал собой начало бурных перемен в отечественном автоспорте, то 1971 год, наоборот, завершил этот период. Во-первых, после нескольких неудач наконец была введена трехэтапная схема проведения чемпионата СССР: открылся он минской гонкой, вот уже третий год подряд приуроченной к советскому этапу Кубка Дружбы, а две другие гонки состоялись в конце августа в Прибалтике. Во-вторых – и это самое главное – установилась четкая классификация гоночных автомобилей, теперь включавшая в себя и формулу 2. В техническом плане этот класс полностью повторял международную формулу 3, введенную FIA с 1 января 1971 г. и предусматривавшую ограничение рабочего объема двигателей 1600 см3. В СССР среди всех двигателей под это требование лучше всего подходили "Москвич-412" (1478 см3). Еще в конце 1969 г. ТОАРЗ изготовил первый образец автомобиля "Эстония-16" с таким мотором, но для приведения этой модели к нормам новой формулы 2 в ее конструкцию пришлось внести некоторые изменения – так появилась модель "-16М", которая довольно быстро получила самое широкое распространение.
В национальной формуле 3 ФАС подняла ограничение рабочего объема двигателей до 1200 см3, одновременно сняв запрет на применение двигателей с распределительным валом в головке блока цилиндров. Сделано это было специально для того, чтобы дать возможность использовать в гонках двигатели ВАЗ-2101 (1198 см3). И хотя в гонках формулы 3 по-прежнему преобладали автомобили с двигателями "Wartburg", начало стремительной экспансии двигателей ВАЗ в автоспорте было положено – это еще одна причина, по которой сезон 1971 г. можно считать началом нового периода в истории советских кольцевых гонок.
Национальная формула 1 в 1971 году, хотя и оставалась свободной, была в первую очередь рассчитана на автомобили с двигателями "Волга" и гоночные "Москвичи". К сожалению, на АЗЛК в 1970-1971 гг. почти прекратились работы по совершенствованию гоночных автомобилей, а представители "старой гвардии" заводских гонщиков – Виктор Щавелев, Вадим Ржечицкий, Николай Шевченко и другие – или уже оставили гонки, или собирались это сделать. Поэтому, как и в сезоне-70, гоночные "Москвичи" появлялись на трассах нерегулярно и на высокие результаты не претендовали.
Итак, казалось бы, налицо весьма стройная система: формула 3 (двигатели ВАЗ и "Wartburg"), формула 2 (двигатели "Москвич"), формула 1 (двигатели ГАЗ-21, ГАЗ-24 и "Москвич-412-2В"). На деле в сезоне-71 границы между этими тремя классами практически стерлись. Автомобили с моторами "Wartburg" участвовали не только в формуле 3, но и в формуле 2 и даже в формуле 1. Две совершенно одинаковые "Эстонии-16М", подготовленные тольяттинцами и снабженные двигателями ВАЗ, стартовали в разных классах – формуле 3 и формуле 2. Вообще же шасси "-16М", помимо "штатных" двигателей "Москвич-412", силами приобретавших их команд и автоклубов обзаводились самыми различными моторами – от ГАЗ-24 до "Wartburg". Выступали эти автомобили в различных классах, что, естественно, создавало еще большую неразбериху. Следует упомянуть и два гоночных автомобиля, построенные на Запорожском автомобильном заводе. Номинально они относились к национальной формуле 5, но поскольку последовать примеру ЗАЗ и иметь дело с маломощными двигателями воздушного охлаждения МеМЗ никто не захотел, отдельные гонки в классе формула 5 не проводились, и оба автомобиля стартовали в формуле 1.
Путаница в "старших" формулах, разумеется, не коснулась формулы 4, популярность которой продолжала неуклонно расти. Если в чемпионате СССР в классах формула 1, формула 2 и формула 3 приняло участие по полтора-два десятка гонщиков, то в формуле 4 насчитывалось тридцать девять участников! В этом классе также были попытки модернизировать автомобиль собственными силами, как, например, это сделал Эдгард Линдгрен из МАДИ, применивший на своей "Эстонии" новый одноцилиндровый двигатель.
Появление автомобилей ВАЗ не прошло незамеченным и в гонках стандартных автомобилей. По классификации ФАС они относились к группе А класса II (автомобили с двигателями рабочим объемом 1000-1300 см3 с верхним расположением распределительного вала). Первый же чемпионат СССР в классе IIА закончился победой заводских гонщиков ВАЗ – первые два места достались Эдуарду Пистуновичу и Якову Лукьянову. Еще более внушительным было преимущество заводских гонщиков в классе IIIА, где команда АЗЛК оккупировала первые пять мест. Не повезло заводской команде разве что в классе VБ. Здесь успех сопутствовал ленинградскому спартаковцу Юрию Ивину, выступавшему на ГАЗ-24 и принесшему новой "Волге" первую победу в чемпионате СССР.
← Сезон 1971 г.