Сезон 1972 года в отечественных кольцевых автогонках вполне можно расценивать как продолжение предыдущего – автоспорт продолжал развитие по направлениям, начало которым было положено в 1971 г. Особых изменений, которыми так отличались предыдущие годы, не произошло: чемпионат СССР был разыгран, как и годом раньше, в три этапа, прошедшие в том же порядке и на тех же трассах, и классификация гоночных автомобилей фактически тоже осталась без изменений. Правда, в формуле 1 после трехлетнего перерыва было вновь введено ограничение рабочего объема 3000 см3, а в формуле 3 лимит был увеличен до 1300 см3, но в обоих случаях влияния на автоспорт это не оказало. В формуле 1 и раньше не выступали автомобили с рабочим объемом двигателей более 3 л, а изменения в регламенте формулы 3 преследовали исключительно международные цели: сделать этот класс единым для всей Восточной Европы и проводить в нем гонки на Кубок Дружбы (международный аналог отечественной формулы 3 получил название формула "Восток").
Появившиеся в сезоне-71 гоночные автомобили с двигателями ВАЗ продолжали свое наступление на позиции, до того прочно захваченные моторами "Wartburg" и "Москвич". В чемпионате формулы 3 в 1972 г. участвовало уже семь гонщиков на автомобилях с двигателями ВАЗ-2101, в том числе Юкк Рейнтам на "Эстонии-18" – шасси "-16М", специально переработанном на ТОАРЗ под новый мотор. Что же касается формулы 2, то здесь в качестве "оружия" был выбран один из предсерийных образцов двигателя ВАЗ-2103, по рабочему объему почти не уступавший господствовавшим в формуле 2 двигателям "Москвич-412".
Еще одним логическим продолжением чемпионата 1971 г. стала двойная победа в классе формула 1 гонщиков АЗЛК: новые члены заводской команды, сменившие прежнюю "старую гвардию", в предыдущем сезоне вполне освоились в гонках и в 1972 г. смогли завоевать первенство. Не последнюю роль здесь сыграла и серьезная модернизация гоночных автомобилей: новый чемпион СССР Юрий Теренецкий выступал на "Москвич-Г5М" с двигателем увеличенного до 1840 см3 рабочего объема, а второй призер Николай Казаков был за рулем "Москвич-Г4М", тоже заметно усовершенствованного по сравнению с прошлыми сезонами. Автомобили с двигателями "Волга", на которые, собственно, и была в первую очередь рассчитана национальная формула 1, продолжали тем временем исчезать с гоночных трасс: в чемпионате 1972 г. их было только три. Доля же автомобилей "Эстония-16М" с двигателями "Москвич-412" повышалась, все более и более стирая границу между формулой 1 и формулой 2. Кроме того, в формуле 1 выступали и автомобили с двигателями "Wartburg", что в какой-то степени уравнивало ее и с формулой 3. В общем, "вавилонское столпотворение", каким стал в гонках "старших" формул 1971 год, не только не закончилось, но и продолжало свое развитие.
Единственной областью, где 1972 год принес серьезные новшества, стали гонки стандартных автомобилей. Прежнее деление на группы и классы в зависимости от рабочего объема и устройства клапанного механизма двигателей было отменено. Теперь за основу классификации бралось количество и виды изменений по сравнению с серийными моделями. К группе 1 относились автомобили с минимальным набором таких изменений, не затрагивавшим ни двигатель, ни трансмиссию, ни ходовую часть; в группе 2 допускалась более интенсивная "доводка" автомобилей, включавшая, например, увеличение рабочего объема двигателей, модернизацию клапанного механизма и топливной системы, повышение степени сжатия и т. п. Была введена и группа 4 – здесь каких-либо ограничений на изменения в конструкциях серийных автомобилей практически не было; сюда же могли входить и спортивные автомобили, постройка которых отдельными энтузиастами продолжалась до сих пор, пусть и не так широко, как в шестидесятые годы. Во всех группах выделялись классы в зависимости от рабочего объема двигателя: первый – до 1300 см3, второй – 1300-1600 см3, третий – 1600-2500 см3. Очевидно, что в эти классы попадали автомобили "Жигули", "Москвич" и "Волга" соответственно, то есть введение новой классификации не повлекло за собой изменений с точки зрения проведения соревнований. Чемпионат СССР был разыгран в группе 2 в один этап, причем гонка была проведена не на какую-либо определенную дистанцию, а на время – два часа (впервые в СССР такую систему применили в 1970 г. во время гонок на приз "Золотая осень"). Заводские гонщики АЗЛК на этот раз уступили победу рижанину Арнольду Дамбису, а для команды Горьковского завода второе место Вячеслава Мосолова стало, наоборот, настоящим успехом после результатов во второй десятке годом раньше.
← Сезон 1972 г.