1973

Краткий обзор чемпионата СССР


Сезон 1973 года продолжил собой период относительной стабильности в советских кольцевых автогонках, начавшийся двумя годами ранее. Однако ситуацию, сложившуюся в том году, можно назвать и отчасти парадоксальной: хотя ни расстановка сил, ни гоночная техника, ни календарь и регламент соревнований в 1973 году не претерпели заметных изменений по сравнению с предыдущим, сезон-73 все равно стоит немного особняком. Основная причина для такого его выделения – исключение класса формула 2 из чемпионата СССР. Теперь автомобили формулы 2 должны были выступать в классе формула 1. Решение это стало вполне логичным: ведь на протяжении двух лет (1971-1972) границы между формулой 1 и формулой 2 постепенно стирались, и, как показал опыт гонок, "Эстонии-16М" формулы 2 с форсированными серийными двигателями "Москвич-412" вполне могли выигрывать у заводских автомобилей "Москвич-Г5М", на которых стояли гоночные двигатели с двумя распределительными валами в головке блока цилиндров. Кроме того, благодаря объединению двух классов в один число участников в чемпионате формулы 1 выросло примерно в два с половиной раза, что заметно подняло напряженность борьбы. Парадокс же состоял в том, что уже в 1974 году формула 2 вновь вернула себе утраченные "гражданские права" и вернулась на трассы чемпионата СССР как отдельный класс.

Формула 3 переживала период постепенного обновления. Ранее доминировавшие в этом классе автомобили "Эстония-9М" с немецкими двигателями "Wartburg" начали исчезать с гоночных трасс. В 1973 году ТОАРЗ окончательно прекратил выпуск модели "-9М", полностью заменив ее новой "-18" с двигателем ВАЗ-2101. Зримым символом заката эры "Эстонии-9М" стал тот факт, что таллинец Энн Гриффель, выигравший четыре чемпионата СССР за рулем этого автомобиля, в сезоне-73 пересел на "Эстонию-18".

Формула 4 тем временем продолжала выполнять роль "кузницы кадров" для двух вышеперечисленных классов. Именно в этом классе в 1973 году впервые громко заявили о себе будущие звезды отечественных кольцевых гонок и Кубка Дружбы социалистических стран – Тоомас Напа и Тойво Асмер. Первый занял четвертое место в общем зачете чемпионата СССР, а второй под конец сезона сумел блеснуть в нескольких гонках местного значения.

Второй причиной, по которой сезон 1973 года можно считать несколько парадоксальным, стало неожиданное укрепление позиций самодельных гоночных автомобилей. При том, что ТОАРЗ постоянно увеличивал выпуск автомобилей "Эстония-16М", "-18" и "-15М" формул 2, 3 и 4 соответственно, гонщики на сконструированных и построенных собственноручно машинах в 1973 году добились заметных успехов. Наибольший из них выпал на долю харьковчанина Владимира Капшеева, ставшего чемпионом Украинской ССР на автомобиле К-2000. Собственно, К-2000 не был новинкой: построен он был еще в 1969 году, а в 1971-1972 установил два всесоюзных рекорда скорости, – но лишь теперь Капшеев начал участвовать на нем в кольцевых гонках. Звание чемпиона Украины стало для него первым в ряду успешных выступлений.

В 1973 году впервые вышел на трассы автомобиль МАДИ-01, созданный московским конструктором Станиславом Гесс-де-Кальве. МАДИ-01, построенный по образцу британского "Lotus-72", по своему уровню был вполне сопоставим с современными ему западноевропейскими конструкциями, а выйти на действительно международный уровень ему мешал прежде всего двигатель – экспериментальный шестицилиндровый ГАЗ-24-14 мощностью всего 125 л. с. Впрочем, по отечественным меркам такая мощность была более чем достаточной, и лишь ряд неудач помешал Гесс-де-Кальве открыть счет победам МАДИ-01 уже в том сезоне.

Но, бесспорно, самой необычной самоделкой стал автомобиль, на котором в формуле 4 выступал известный ленинградский картингист Александр Заградин. По существу, это был карт, снабженный 350-кубовым двигателем, колесами увеличенного размера и обтекателями. Казалось бы, шансов противостоять гонщикам на машинах "Эстония-15М" у Заградина нет, но он сумел одержать две победы в гонках местного значения.

Что же касается гонок легковых автомобилей, то здесь перемены продолжались. Главным событием стало проведение чемпионата в два этапа – после пары лет ожидания этот план наконец стал реальностью. Во всех трех классах группы 2 заводские команды ВАЗ, АЗЛК и ГАЗ упустили первенство. Отыграться заводы смогли только в проведенном впервые чемпионате группы 4 – для специально подготовленных легковых автомобилей с серьезными изменениями и спортивных автомобилей. Чемпионом здесь стал Юрий Теренецкий на "Москвиче-412" с двухвальным гоночным двигателем, вторым – Эдуард Пистунович на ВАЗ-2101. Третье же место досталось московскому спартаковцу Александру Замыслову, выступавшему на весьма необычном сочетании – "Запорожце", оснащенном элементами ходовой части и форсированным мотором от ГАЗ-21. В целом, однако, автомобили группы 4 были ненамного быстрее автомобилей группы 2, и второе место Пистуновича, который выступал в этом классе на той же самой машине, что и в группе 2, подтверждало это.

← Сезон 1973 г.