В 1974 году ФАС при проведении всесоюзного первенства для гоночных автомобилей вернулась к четырехэтапному чемпионату. Однако от той схемы, что применялась в 1969 году, новые правила отличались весьма заметно. Новую схему проведения чемпионата можно с полным правом назвать "странной". Официально чемпионат проводился в два этапа – в Таллинне и в Риге, – каждый из которых состоял из двух заездов. Хотя результаты двух заездов каждого этапа суммировались и выводился официальный итог, в зачет чемпионата шли не эти суммарные результаты, а очки гонщиков по отдельным заездам – три лучших из четырех. Таким образом, фактически чемпионат проводился не в два, а в четыре этапа, и именно поэтому на страницах данного сайта каждый заезд рассматривается как отдельный этап.
С технической точки зрения сезон 1974 года получился весьма интересным: впервые за последние три-четыре года первые роли в гонках играли автомобили с двигателями "Волга". На ТОАРЗ была создана "Эстония-17" – модернизированное шасси "-16М", снабженное форсированным до 130 л. с. двигателем ГАЗ-24. Это был первый автомобиль "Эстония" с кузовом клиновидной формы и боковыми радиаторами. Руль "семнадцатой" доверили Хенри Саарму, который, несмотря на ряд технических проблем и ожесточенное сопротивление Юрия Теренецкого на "Москвиче", смог стать чемпионом. Другой автомобиль – МАДИ-01 Станислава Гесс-де-Кальве, оснащенный экспериментальным шестицилиндровым двигателем ГАЗ-24-14, – также принимал участие в чемпионате, но не смог побороться за победу. Поражение было компенсировано тремя победами в гонках местного значения в конце сезона.
На АЗЛК в межсезонье провели значительную работу по усовершенствованию двух гоночных автомобилей "Москвич-Г5М". Главным изменением стали новые стеклопластиковые кузова, применение которых заметно снизило массу автомобилей. Но все-таки автомобили "-Г5М" уже заметно устарели – ведь их конструкция была разработана еще в 1967 году, – и в третий раз подряд выиграть национальный чемпионат формулы 1 не удалось.
Несмотря на тот факт, что лидирующие роли принадлежали упомянутым выше автомобилям, бóльшая часть гонщиков в чемпионате формулы 1 стартовала на автомобилях "Эстония-16М", которые относились к национальной формуле 2. В этом свете совершенно логичным выглядело решение объединить формулу 1 и формулу 2, принятое в 1973 году. Однако в сезоне-74 оба чемпионата вновь проводились раздельно.
Подобно тому, как формула 2 с началом мелкосерийного выпуска "Эстонии-16М" превратилась фактически в класс-мономарку, национальная формула 3 после появления новой модели "Эстония-18" была представлена в абсолютном большинстве именно этими автомобилями. В этом классе действовало ограничение рабочего объема двигателей 1300 см3, в то время как на автомобилях "Эстония-18" стояли двигатели ВАЗ-2101 рабочим объемом 1198 см3. Оставшийся "зазор" в сто с лишним кубических сантиметров был до поры до времени не использован. Хотя в 1974 году ВАЗ начал выпуск модернизированного автомобиля модели -21011, чей двигатель имел рабочий объем 1294 см3, в том сезоне ТОАРЗ еще не устанавливал их на свои гоночные машины.
Как всегда, наибольшее число новшеств пришлось на гонки стандартных легковых автомобилей. Во-первых, изменилась система классификации по рабочему объему двигателя: вместо прежних четырех классов было введено тринадцать: от первого (до 500 см3) до тринадцатого (свыше 5000 см3). Применявшиеся в гонках автомобили попадали в следующие классы: седьмой (1150-1300 см3), восьмой (1300-1600 см3) и десятый (2000-2500 см3). Во-вторых, в отличие от чемпионата-73, проводившегося для автомобилей группы 2, в 1974 году было разрешено участие в гонках только автомобилей, соответствовавших требованиям группы 1, то есть с минимальным набором изменений в кузове и ходовой части и нефорсированными двигателями. Для классов VII, VIII и X этой группы были проведены отдельные чемпионаты. Состоялся и чемпионат СССР в группе 2, но только для объединенных классов VII и VIII. Автомобили "Волга" (класс X), подготовленные по группе 2, участвовали только в отдельных гонках местного значения (в основном в Ленинграде, где школа гонок на серийных "Волгах", получившая свое развитие в таксопарках, имела прочные корни).
Чемпионат групп 1 и 2 был проведен в один этап – опыт 1973 года не получил своего продолжения. В группе VIII впервые появились автомобили ВАЗ-2103 – при рабочем объеме 1451 см3 они развивали бóльшую мощность, чем преобладавшие в этой группе "Москвичи", и в итоге заводские гонщики ВАЗ заняли два первых места, оттеснив представителей АЗЛК на третье и четвертое. Что касается группы VII, то автомобили ВАЗ-21011 еще не успели, как и их двигатели в национальной формуле 3, появиться на гоночных трассах.
← Сезон 1974 г.