1975 год в отечественной автоспортивной истории запомнился двумя событиями: проведением VI Спартакиады народов СССР, включавшей в себя шоссейно-кольцевые гонки на легковых автомобилях группы 1, и открытием второй в Советском Союзе специально построенной кольцевой трассы – теперь к рижскому комплексу Бикерниеки присоединился киевский, получивший название "Чайка". Уже в первый год своего существования новая трасса приняла два из четырех этапов чемпионата СССР для гоночных автомобилей и легковых автомобилей группы 2. Третий и четвертый этапы состоялись в Риге. Как и год назад, действовала "странная схема" проведения первенства: каждая пара заездов официально считалась одним этапом, результаты которого подсчитывались по сумме заработанных гонщиками в двух заездах очков; однако в общий зачет чемпионата эти же очки шли по отдельности, а чемпион определялся по сумме трех лучших результатов четырех заездов.
В формуле 1 продолжало расти число автомобилей "Эстония-16М", которые, имея двигатели "Москвич-412", относились к национальной формуле 2, но тем не менее уже на протяжении нескольких лет успешно оказывали конкуренцию автомобилям старшего класса. В 1975 году это противостояние пришло к логическому завершению: тбилисец Гурам Дгебуадзе на "-16М" сумел одолеть сопротивление Хенри Саарма, выступавшего на "Эстонии-17" с двигателем "Волга", и стать чемпионом СССР. Правды ради следует заметить, что двигатель "Москвич-412" на автомобиле Дгебуадзе имел гильзы цилиндров и поршни от ГАЗ-24, так что по мощности ненамного отличался от двигателя "Эстонии-17". Единственный принимавший в том сезоне участие в гонках "Москвич-Г5М" страдал от бесконечных поломок двигателя, так что бороться за высокие места Юрий Теренецкий не мог. Не отличались надежностью, несмотря на солидную по меркам отечественного автоспорта мощность (130-165 л. с.), и различные экзотические двигатели, стоявшие на автомобилях национальной формулы 1, – "Ford-Granada" у Сергея Панасенко, FIAT-132 у Владислава Барковского, ГАЗ-24-14 у Станислава Гесс-де-Кальве. Нишу между лидерами и аутсайдерами частично заполнил харьковчанин Владимир Капшеев. Он занял третье место в общем зачете чемпионата со своим автомобилем К-2000, на котором стоял двигатель "Москвич-412" увеличенного до 1,6 л рабочего объема – удачный компромисс между мощностью и надежностью.
Чемпионат формулы 2 в очередной раз превратился в схватку гонщиков на автомобилях "Эстония-16М", однако часть их силами спортивных клубов и гонщиков была оснащена двигателями ВАЗ-2103 вместо "полагавшихся по штату" "Москвич-412". На одном из таких автомобилей Мадис Лайв стал чемпионом, а другая "Эстония-16М" с волжским двигателем привезла к третьему месту Юкка Рейнтама.
Главным событием первенства в классе формула 3 стало появление первого опытного образца новой модели "Эстония-19" с кузовом клиновидной формы и боковыми радиаторами под управлением пятикратного чемпиона СССР Энна Гриффеля. Эстонский гонщик быстро сумел найти общий язык с новой для себя машиной и закончил сезон уже в ранге шестикратного победителя чемпионатов Советского Союза. На "Эстонии-19" стоял новый для гоночных автомобилей двигатель ВАЗ-21011 рабочим объемом 1294 см3 – он как нельзя лучше подходил для национальной формулы 3 с ее лимитом 1300 см3. На ТОАРЗ шли работы и над модернизацией основного автомобиля этого класса – "Эстонии-18", – которые, помимо прочего, включали в себя и установку двигателя ВАЗ-21011, но в сезоне-75 такие автомобили на гоночных трассах еще не появлялись.
В гонках же легковых автомобилей ВАЗ-21011 уже прочно закрепились на позициях в классе VII – как в группе 1, так и в группе 2. Достаточно сказать, что из тридцати участников чемпионата СССР в седьмом классе первой группы лишь пятеро выступали на ВАЗ-2101. Класс VIII, бывший ранее местом сражений гонщиков на "Москвичах", мало-помалу также переживал существенные изменения: в 1975 году почти две трети гонщиков выступали на ВАЗ-2103, а преимущество их в гонках над "Москвичами" было просто подавляющим. Однако в обоих классах заводская команда ВАЗ не сумела завоевать золотые медали чемпионов СССР и Спартакиады. Похожая ситуация сложилась и в классе X, где соревновались "Волги": представитель завода Николай Елизаров стал лишь третьим, пропустив вперед двух братьев Белмерсов из Латвии.
Заводские команды сумели, впрочем, отыграться в чемпионате группы 2, где разрешалось осуществлять форсировку двигателей: разумеется, здесь возможности заводов сыграли свою роль. Первое место досталось Юрию Теренецкому на "Москвиче", а за ним расположились гонщики на ВАЗ-21011. Участники, выступавшие на ВАЗ-2103, несмотря на больший рабочий объем двигателей своих автомобилей, побороться за победу не смогли: приемы форсировки новых двигателей еще не были освоены до конца, и в этих условиях уже проверенные временем ВАЗ-21011 имели преимущество.
← Сезон 1975 г.