1976

Краткий обзор чемпионата СССР


По отношению к сезону 1976 года в истории советских кольцевых гонок правильнее всего было бы применить эпитет "последний". Нет, разумеется, на нем отечественная автоспортивная история не закончилась – просто 1976 год ознаменовал собой окончание ее очередного периода. Он стал последним, когда действовала прежняя классификация гоночных автомобилей – формула 1, формула 2, формула 3, формула 4: вместо нее со следующего сезона вводилась новая, в которой уже не нашлось места для национальной формулы 1. За несколько предыдущих лет этот класс, по существу, превратился в двойника формулы 2, будучи укомплектован в основном автомобилями "Эстония-16М". В 1973 году уже была произведена попытка объединения формул 1 и 2, и в 1976 году ФАС повторила ее. На этот раз, впрочем, победа досталась гонщику, выступавшему на автомобиле национальной формулы 3, – Владимиру Грекову на "Эстонии-18". Выиграв первые три этапа (действовала прежняя схема проведения первенства), он досрочно обеспечил себе звание чемпиона. Среди основной массы участников на "Эстониях-16М" почти затерялись редкие конструкции с двигателями рабочим объемом свыше 1,6 л. Так, Хенри Саарм ("Эстония-17") закончил чемпионат лишь седьмым, Сергей Панасенко ("Эстония-16М" с двигателем "Ford" рабочим объемом 2,6 л) – девятым, а Юрий Теренецкий ("Москвич-Г5М") хотя и получил бронзовую медаль, но было ясно, что его автомобиль давно устарел. Однако новая конструкция гоночного "Москвича" так и не была разработана, а исчезновение в 1977 году национальной формулы 1 поставило крест и на выступлениях "-Г5М". Вместе со своим автомобилем ушел из спорта и сам Теренецкий. Так же поступил и Саарм, который, не имея возможности дальше применять "Эстонию-17", покинул гонки. В том же году закончили свои карьеры и два шестикратных чемпиона СССР – эстонцы Энн Гриффель и Мадис Лайв, – но, в отличие от Теренецкого и Саарма, оба они в последний год своего участия в гонках выводили на старт новые автомобили формулы 3. Гриффель продолжал "обкатывать" единственный построенный на тот момент образец "Эстонии-19" (в 1976 году на него были установлены передние и задние антикрылья), а Лайв, как и несколько других гонщиков, выступал на модернизированной "Эстонии-18М". От прежней "-18" она отличалась новым двигателем ВАЗ-21011, по своему рабочему объему почти идеально соответствовавшим техническим требованиям формулы 3, а также клиновидной формой кузова и боковыми радиаторами (схемой, опробованной двумя годами ранее на "Эстонии-17"). Впрочем, чемпионом в классе формула 3 стал не Гриффель и не Лайв: победа досталась москвичу Владиславу Барковскому, создавшему на базе стандартной "Эстонии-18М" автомобиль собственной конструкции, получивший название "БПС-Эстония".

Перемены совершенно не затронули лишь младший класс – формулу 4. Как и пятью, шестью, семью годами ранее, на старт в нем выходили (за единичными исключениями) автомобили "Эстония-15М" с 350-кубовыми мотоциклетными двигателями. Несмотря на отсутствие прогресса в технике, пока что формула 4 продолжала более или менее успешно выполнять свою роль – готовить начинающих гонщиков к переходу в старшие классы.

В гонках легковых автомобилей тоже приближались перемены. Прежняя классификация по рабочему объему заканчивала свое действие, уступая с 1977 года место новой. В классе VIII группы 1 постепенно уходили с гоночных трасс автомобили "Москвич-412", не выдерживая конкуренции с ВАЗ-2103; более того, не за горами было появление в гонках и новых ВАЗ-2106, выпуск которых начался в том году. Лишь в чемпионате группы 2 заводским гонщикам АЗЛК удалось занять два первых места, а под конец сезона к ним добавилась и победа в Кубке СССР.

← Сезон 1976 г.