В 1983 году проводилась VIII Летняя Спартакиада народов СССР, в программу которой входили различные технические виды спорта, в том числе и кольцевые автомобильные гонки. В отличие от VII Спартакиады, состоявшейся четырьмя годами ранее, на этот раз финал не был совмещен с чемпионатом СССР, а проводился отдельно. И если в 1979 году соревнования Спартакиады включали только гонки группы A2/1, как наиболее широко распространенной, то в 1983 были выбраны два главных "кубковых" класса – формула "Восток" и класс 7 группы A2. Официально финал Спартакиады считался главным стартом сезона, и даже всесоюзное первенство рассматривалось в том году прежде всего как тренировка и отборочный этап перед ним. Чемпионат СССР в том году прошел по сокращенной схеме – два весенних этапа в Рустави и Бикерниеки, – а финал Спартакиады состоялся на киевской Чайке в начале июля. На "родной" трассе была сильна украинская сборная: в формуле "Восток" с явным преимуществом победил четырехкратный чемпион Советского Союза Александр Медведченко, а в классе A2-7 Вадим Реуцкий лишь немного проиграл на финише заводскому гонщику ВАЗ Юрию Кацаю. Стоит отметить и одно немаловажное новшество, примененное в этих гонках. Поскольку шинный фактор до сих пор играл очень важную роль в распределении призовых мест, с целью уравнивания шансов всем участникам было предписано использовать одинаковые шины.
Что же происходило в том году в чемпионате СССР, отодвинутом Спартакиадой на второй план? В формуле "Восток" извечные соперники – Медведченко и Линдгрен – поменялись на первых двух строчках итоговой классификации: последний после трех серебряных медалей подряд наконец добавил к ним и золотую, а Медведченко добыл свое "серебро" в очень трудной борьбе с Раулем Сарапом и Александром Пономаревым; однако мы уже знаем, что киевлянин через месяц с небольшим блестяще восстановил status quo в финале Спартакиады.
В формуле 3 ярчайшей новинкой сезона стала "Эстония-21М", на которой выступал Тоомас Напа. В основе своей это была конструкция Сарапа, но значительно усовершенствованная – в частности, удалось облегчить автомобиль на семьдесят килограммов. Две победы Напы стали весомым доказательством начала заката эпохи "Эстоний-20", и он вместе со своим автомобилем был, разумеется, включен и в сборную Эстонской ССР, заявленную на Спартакиаду. Там Напа, скорее всего, также победил бы, но в начале июня "Эстония-21М" была серьезно повреждена на советском этапе Кубка Дружбы (в той же аварии, в которой погиб поляк Христиан Гроховский) и до конца сезона в гонках не участвовала.
Не все благополучно обстояло в гонках кузовных автомобилей. Ситуация с классом A2-8 не давала покоя Федерации автоспорта, и в 1983 году она предприняла попытку восстановить его популярность. Во-первых, чемпионат был проведен в два этапа, наравне с остальными классами; во-вторых, с восьмым был объединен десятый класс – иными словами, на гоночные трассы допускались "Волги", подготовленные по группе A2. Увы, плодов это не принесло: все то же крайне малое количество участников и технические результаты порой даже ниже, чем в классе 7. Не спасла положение и единственная "Волга" новой модели ГАЗ-3102, выступавшая в этом чемпионате. С 1984 года класс A2-8 был исключен из программы всесоюзных первенств.
Ничем обернулись и обозначившиеся было годом раньше радужные перспективы лиги "Москвичей" в группе A2/1. Несмотря на то, что на этот раз здесь выступали не только заводские гонщики из Москвы и Ижевска, участников все равно набралось меньше того минимума, который дал бы гонке статус чемпионата. Еще хуже обстояло дело с точки зрения результатов: в то время как скорость победителя основной гонки класса 8 составила 122,7 км/ч, победитель в лиге "Москвичей" Сергей Семенов преодолел дистанцию со средней скоростью 111 км/ч! Разрыв был феноменален и удручающ, и от продолжения эксперимента ФАС пришлось отказаться. Отныне, за исключением класса A2/1-10, в гонках "кузовов" безраздельно господствовали автомобили из Тольятти.
← Сезон 1983 г.