Ординарным и в общем ничем не примечательным вышел сезон 1985 года в отечественных кольцевых гонках. По сравнению с предыдущим сезоном изменилось очень немногое, да и то было не какими-либо революционными новшествами, а скорее запланированным и закономерным движением вперед по намеченным ранее путям. Речь здесь идет о гоночной технике и раскладе сил среди участников чемпионата.
Единственным производителем гоночных автомобилей в Советском Союзе по-прежнему оставался ТОАРЗ, летом 1985 года изготовивший свою тысячную "формулу". Это был, разумеется, законный повод для гордости, но стоит обратить внимание, что юбилейный автомобиль был образцом старой модели – "Эстония-20". Серийный выпуск новых "-21М" еще только разворачивался, и в результате в 1985 году в гонках принимало участие не более десятка таких автомобилей. Против 1984 года, когда их было всего четыре, – прогресс, но все же слишком медленный. Новые "двадцать первые" получали в основном прибалтийские гонщики, а подавляющее большинство остальных располагало по-прежнему "Эстониями-20". Это, впрочем, не уменьшало их шансы на победу: при тщательной подготовке старая модель не уступала новой.
Стоит упомянуть выступления пятерых дебютантов высшей лиги формулы "Восток", перебравшихся туда из первой лиги. Замечательно показали себя два эстонских гонщика – Урмас Пылд и Март Конго. Пылд благодаря стабильным выступлениям занял пятое место в общем зачете; Конго же сумел одержать победу на заключительном этапе в Риге, и, как показал подсчет очков, мог бы вообще стать чемпионом СССР, если бы не досадный сход в Киеве неделей раньше. Эти двое сразу же прочно вошли в ряды лидеров советского автоспорта, что, в общем-то, от них "в теории" и ожидалось. Однако трое остальных – Вяйно Пентус, Алексей Варавин, Валерий Морачевский – показали себя не очень хорошо. Итак, только два по-настоящему многообещающих дебюта из пяти – не слишком много.
В формуле 3 изменений было еще меньше. Лишь довольно неожиданный приход Рауля Сарапа, по-прежнему выступавшего на построенном еще в 1980 году прототипе "Эстония-21", внес некоторый переполох в невозмутимо-спокойную атмосферу этого класса, где уже четвертый год подряд, не имея достойных соперников, легко побеждал Тоомас Напа. Наметилась любопытная тенденция: некоторые гонщики первой лиги формулы "Восток", которые в условиях тамошней жесточайшей конкуренции не имели возможности пробиться в высшую лигу, переходили в формулу 3. Так можно было стать участником полноценного всесоюзного чемпионата, благо столь жестких критериев отбора здесь не существовало. Излишне говорить, что сравниться с лидерами они не могли. В свете этого мнение, что формула 3, как ранее формула "Молодежная" и класс A2-8, "варится в собственном соку", было действительно обоснованно. Однако средств, которые могли бы изменить ситуацию, у ФАС не было. По-настоящему действенным стимулом, который вывел бы формулу 3 на международный уровень и тем самым подхлестнул бы амбиции участников, могло бы стать разве что появление серийного двухлитрового двигателя, который в точности соответствовал бы техническому регламенту этого класса. К увеличению рабочего объема двигателей ВАЗ-2106 прибегали очень немногие участники. Единственная попытка представителя Горьковского завода Юрия Левченко выступить в формуле 3 с двигателем ГАЗ-24 уменьшенного рабочего объема не увенчалась успехом и продолжения не получила.
← Сезон 1985 г.