1987

Краткий обзор сезона


Чемпионат СССР 1987 года был проведен по весьма необычной четырехэтапной схеме, аналогов которой в истории отечественных кольцевых гонок нет. Первые три этапа проводились в уже привычные сроки в традиционной последовательности: Рустави, Киев, Рига. Как и прежде, в зачет чемпионата шли два лучших результата этих трех гонок. Новшества начинались дальше: участники, имевшие после этих трех гонок лучшие суммы очков, затем еще раз собрались в Бикерниеки, где был разыгран так называемый финальный этап чемпионата (в отличие от первых трех, официально называвшихся отборочными). За участие в финале также начислялись очки – по той же схеме, что и в отборочных этапах, но с коэффициентом 1,5. По сумме двух лучших результатов отборочных гонок и результата в финале и определялось положение гонщиков в итоговой классификации (тем, кто не попал в финал, засчитывалась сумма очков в отборочных этапах). Не менее важно отметить и тот факт, что в 1987 году – впервые за два десятка лет – абсолютно все классы автомобилей, в которых разыгрывался чемпионат, были "уравнены в правах". Иначе говоря, чемпионат для автомобилей группы A2/1 (единственный раз) также был многоэтапным.

Как явствует из вышесказанного, максимальная возможная сумма очков в чемпионате составляла триста пятьдесят: двести в отборочных этапах и сто пятьдесят в финале. Получить в первой части чемпионата максимум очков смогли трое: Тоомас Напа в формуле 3, Юрий Кацай в группе А (так стала называться прежняя группа A2-7) и Юрис Белмерс в группе A2/1-10. Все трое считались признанными фаворитами в своих классах, но из них одержать победу в финале и набрать максимальную сумму удалось только Белмерсу. Кацай и Напа финишировали вторыми: первый уступил Владимиру Егорову, а второй, испытывая трудности с двигателем (как выяснилось, отказал термостат в системе охлаждения), был вынужден пропустить вперед Владислава Барковского.

Необычная схема проведения чемпионата понравилась гонщикам – чем больше этапов, тем меньшую роль играет элемент случайности, а полуторный коэффициент в финале давал шанс неудачникам отборочных этапов разом отыграть потерянные позиции. Наиболее ярким примером стало чемпионство Николая Мезенцева в группе A2/1-7: находясь по итогам отборочных этапов лишь на четвертом месте и довольно далеко отставая от лидировавшего Александра Швыдкого, он затем победил в финале и стал чемпионом, лишь на пол-очка опередив Римгаудаса Статницкаса. В то же время недовольство участников вызвал пункт правил, регламентировавший порядок классификации в итоговом протоколе тех, кто сошел с трассы или не успел за время гонки пройти зачетную дистанцию. Общепринятый во всем мире принцип расстановки по количеству пройденных кругов был заменен другим, где критерием служила стартовая позиция. При существовавшей схеме начисления очков такой принцип мог превратить чемпионат в абсурд: участник, стартовавший из первых рядов и сошедший с дистанции в самом начале гонки, при определенном раскладе мог получить лишь немногим меньше очков, чем его соперники, добравшиеся до финиша.

Отдельных слов заслуживает чемпионат формулы "Восток". Деление на две лиги, существовавшее в 1984-1986 гг., было отменено, и это, разумеется, сразу резко повысило число гонщиков, допущенных к участию в чемпионате, – каждый этап собирал по четыре с лишним десятка участников. В то же время максимальная установленная вместимость автодромов Рустави и Бикерниеки составляла двадцать шесть автомобилей, Чайки – тридцать. Отсюда вытекало неизбежное проведение полуфинальных заездов в отборочных этапах. (На заключительном этапе все было проще: количество допущенных к участию в нем вполне соответствовало вместимости трассы.) Полуфиналы были обязательны для всех, и те, кто имел несчастье в них не финишировать, к какой бы гоночной элите они ни относились, должы были уступить место в собственно гонке чемпионата зеленым новичкам, которым удалось завершить полуфинальный заезд.

С технической точки зрения сезон не представлял собой ничего особенного. Автомобили "Эстония-21М" продолжали вытеснять старые "двадцатые" – теперь уже не только в наиболее престижных гонках, но и в соревнованиях местного значения. Стартовое поле в обоих классах гоночных автомобилей окончательно обрело свой вид, характерный для последних лет советского автоспорта: практически одинаковые автомобили у всех участников, различающиеся в основном раскраской. Впрочем, иногда не только ею: перед началом сезона ходили слухи, что применение "эффекта земли" для создания прижимающей силы может быть запрещено, и кое-кто из гонщиков поспешил демонтировать боковые аэродинамические профили со своих машин – например, Александр Потехин или Индулис Рукутс. Тревога, однако, оказалась ложной. В гонках стандартных автомобилей разнообразия было больше: в классе A2/1-7, например, теперь участвовали уже три модели: ВАЗ-21011, ВАЗ-2105, ВАЗ-2108, а в классе A2/1-8 собрались практически все модели Волжского автомобильного завода – от -21011 до -2108.

← Сезон 1987 г.