В. В. Барковский, 1978 г. В. В. Барковский, 2007 г.

Владислав Викторович Барковский

12.10.1944, Москва – 03.12.2012, Москва

Двукратный (1974, 1976) чемпион СССР, второй призер Кубка Дружбы социалистических стран 1975 г., мастер спорта международного класса. Также широко известен как каскадер, постановщик трюков, член Профсоюза каскадеров России (снялся примерно в четырехстах фильмах), а также комментатор автогонок.


Тишина сурдокамеры и рев гоночных двигателей; искореженные во время исполнения каскадерских трюков на киносъемках автомобили и сверкающие свежей краской "формулы" собственной постройки; веселость неутомимого рассказчика и балагура перед стартом и предельная сосредоточенность в сочетании с отчаянным риском во время гонки; километры разбитых проселков и лесных дорог, изъезженные на армейском "газике", и не меньшее число километров гладкого асфальта гоночных трасс; кисть художника-любителя и гаечный ключ механика… Все эти, казалось бы, несовместимые вещи неожиданным образом сочетались в биографии Владислава Викторовича Барковского.

1963-1965 – проходит срочную военную службу в Научно-исследовательском испытательном институте авиационной медицины (НИИИАМ). Участвует в испытаниях систем жизнеобеспечения для космонавтов, проходит подготовку по программе пилотируемого облета Луны и выполняет полную имитацию облета Луны в барокамере.

1966 – поступает на работу в московский 10 таксомоторный парк, начинает заниматься автоспортом (кольцевые гонки группы Г на спортивных автомобилях А. Шувалова и В. Бабкина).

1968 – переходит на работу в 4 комбинат Мосавтолегтранса. Участвует в кольцевых и ипподромных гонках на ГАЗ-21.

1969 – занимает второе место в гонках на приз памяти Ю. А. Гагарина и третье – в гонках на приз газеты "Смена". Получает звание кандидата в мастера спорта.

1970 – кольцевые и ипподромные гонки в классе "Волг". Также принимает участие в чемпионате СССР в классе формула 4 (сход).

1971 – переходит в класс гоночных автомобилей ("Эстония-16" формулы 2); занимает восьмое место в чемпионате СССР и второе – в чемпионате общества "Спартак". Начинает работать в кинематографе в качестве каскадера.

1972 – чемпионат СССР формулы 2 ("Эстония-16"), 5 место (победа на таллинском этапе).

1973 – чемпионат СССР формулы 3 ("Эстония-18"), 4 место.

1974 – побеждает в чемпионате СССР формулы 3 ("Эстония-18"), выиграв два этапа в Риге. Становится мастером спорта.

1975 – чемпионат СССР формулы 3 ("Эстония-18"); чемпионат СССР формулы 1 ("Эстония-16М" с двигателем FIAT, не получил очков). Победы в гонках на приз открытия сезона и в чемпионате общества "Спартак". Занимает второе место в Кубке Дружбы социалистических стран и первым среди советских гонщиков получает звание мастера спорта международного класса.

1976 – совместно с механиком В. Попловым строит на стандартном шасси "Эстония-18М" гоночный автомобиль собственной конструкции "БПС-Эстония" (БПС – "Барковский-Поплов Спорт"). Становится на нем чемпионом СССР в классе формула 3 (победы на двух рижских этапах). Занимает 12 место в Кубке Дружбы социалистических стран.

1977 – на усовершенствованной "БПС-Эстонии" становится серебряным призером чемпионата СССР в классе формула "Восток" (победа на первом ленинградском этапе). Выигрывает гонки на приз "Золотая осень". 7 место в Кубке Дружбы социалистических стран.

1978 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("БПС-Эстония"), 3 место; победа на киевском этапе. Кубок Дружбы социалистических стран, 5 место. Подготавливает второй автомобиль "БПС-Эстония" для А. Кучеренко.

1979 – находится в рабочей командировке в Сан-Томе и Принсипи.

1980 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("Эстония-19"), 3 место. Победа в чемпионате министерств автомобильного транспорта республик СССР. 27 место в Кубке Дружбы социалистических стран (участвует в одном этапе в Киеве).

1981 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("Эстония-20"), 4 место. 30 место в Кубке Дружбы социалистических стран (участвует в одном этапе в Киеве).

1982 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("Эстония-20"), 6 место. 31 место в Кубке Дружбы социалистических стран (участвует в одном этапе в Киеве). В конце сезона переходит в формулу 3 и выигрывает чемпионат министерств автомобильного транспорта республик СССР.

1983 – чемпионат СССР формулы 3 ("Эстония-20"), 7 место. Занимает 12 место в финале VIII Спартакиады по техническим видам спорта.

1984 – чемпионат СССР формулы 3 ("Эстония-20"), 5 место.

1985 – чемпионат СССР формулы 3 ("Эстония-20"), 10 место.

1986 – чемпионат СССР формулы 3 ("Эстония-20"), 12 место. В конце сезона получает "Эстонию-21М", на которой выигрывает гонки на приз "Янтарная «Волга»".

1987 – чемпионат СССР формулы 3 ("Эстония-21М"), 2 место; победа на финальном этапе.

1988 – чемпионат СССР формулы "Мондиаль" ("Эстония-21.10"), 4 место.

1989 – начинает уделять основное внимание работе в кино. Продолжает участвовать в отдельных гонках (чемпионат СССР формулы "Мондиаль", 18 место).

1990 – чемпионат СССР формулы 1600 ("Эстония-21.10"), 22 место. Окончательно завершает гоночную карьеру.

Материал подготовлен при содействии В. В. Барковского.


Если не считать нескольких стартов на отживавших свой век спортивных самоделках, настоящая гоночная карьера Барковского началась с ипподромных гонок. В то время это был настоящий "мужской" вид спорта, в котором жесткая контактная борьба и эпизоды, подобные показанному на фотографии, были обычным делом. После перехода в 4 комбинат Мосавтолегтранса Барковский вернулся в кольцевые гонки в классе "Волг".
Команда автокомбината по пути на соревнования весной 1970 г. Впереди – гоночная "Волга" Геннадия Ильина с "Эстонией-15" на прицепе. Эта "Эстония-16" была приобретена в 1970 г. Барковским на ТОАРЗ вместо двух предполагавшихся к покупке "Эстоний-15", но из-за недоверия руководства комбината он начал выступать на ней только через год. Владислав Барковский на тренировочных сборах вместе со старшим тренером национальной сборной Юрием Андреевым, 1974 г.
Только что законченная постройкой "БПС-Эстония" весной 1976 г. Первый выезд "БПС-Эстонии" на гонки, весна 1976 г. "БПС-Эстония" в варианте 1977 г. – с ребрами по бокам кокпита и боковыми воздухозаборниками измененной формы, но еще без антикрыла.
Победный финиш в гонках на приз "Золотая осень" 1977 г. Для групповой фотографии сборной команды СССР по кольцевым автогонкам фоном была выбрана "БПС-Эстония". Ее создатель – четвертый слева в первом ряду. С Виктором Ивановым – другом и коллегой как по гонкам, так и по работе в кино (около 1980 г.).
Гонки на приз "Таллинн-САБ" 1987 г. В первом ряду – Сергей Пугач (25) и Владислав Барковский (65). В гонках на приз "Таллинн-САБ" 1987 г. Барковский занял второе место. Заезд формулы "Мондиаль" в гонках на приз "Янтарная «Волга»" 1988 г. Номер 83 – С. Мироненко, 52 – А. Еремеев, 65 – В. Барковский, 7 – П. Лакия, 50 – А. Дмитриев, 79 – В. Пятых.

← Гонщики