В. А. Щавелев, 1968 г. В. А. Щавелев, 2008 г.

Виктор Алексеевич Щавелев

21.10.1928, Москва – 14.01.2011, Москва

Чемпион СССР 1965 г. по кольцевым гонкам, трехкратный (1961, 1964, 1969) чемпион СССР по ралли, вице-чемпион СССР 1966 г. по ипподромным гонкам, участник марафонских ралли "Лондон-Сидней" и "Лондон-Мехико", заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер РСФСР.


Виктор Алексеевич Щавелев принадлежал к прославленному поколению "гонщиков-универсалов" заводской команды МЗМА/АЗЛК, которым в шестидесятые и семидесятые годы равно покорялись и асфальт гоночных трасс, и каменистые дороги раллийных спецучастков, и лед ипподромов. Сам Виктор Алексеевич, вспоминая свою гоночную карьеру, считал себя прежде всего раллистом. И это справедливо: он являлся первоклассным штурманом, фактически одним из пионеров штурманского дела в отечественном ралли, в этой роли трижды побеждал в чемпионатах СССР и много раз стартовал в международных соревнованиях. Отдельная (и, наверное, наиболее широко известная) страница гоночной биографии Щавелева – участие в марафонских ралли. Куда менее известно, однако, что Виктор Алексеевич с успехом выступал и в кольцевых гонках, в этом виде автоспорта также получив золотую медаль чемпиона СССР…

1949 – заканчивает автомеханический техникум ЗИС; преддипломную практику проходит на Московском мотоциклетном заводе.

1949-1951 – работает на Московском мотоциклетном заводе, участвуя в проектировании двигателей для гоночных мотоциклов. Принимает участие в различных мотоциклетных соревнованиях.

1951-1958 – служба в Вооруженных силах. Заканчивает авиационное училище по специальности "бортовой техник". Продолжает участие в мотоциклетных соревнованиях, в 1958 г. становится чемпионом Красноярского края по мотокроссу.

1958 – поступает на работу в отдел главного конструктора МЗМА, начинает заниматься автоспортом.

1960 – 7 место в международном ралли "За мир и дружбу" (вместе с Е. Веретовым).

1961 – чемпион СССР по ралли в классе "Москвич" (вместе с Н. Сучковым). Получает звание мастера спорта.

1962 – впервые участвует в кольцевых и ипподромных гонках на "Москвиче-Г1" и "Москвиче-407".

1963 – вице-чемпион СССР по ралли в классе IV (вместе с Э. Лифшицем). Победа в гонках московского совета общества "Спартак" ("Москвич-Г4").

1964 – чемпион СССР по ралли в классе "Москвич" (вместе с Н. Сучковым). Ралли "Монте-Карло" (вместе с Н. Сучковым) – экипаж не классифицирован в финальном зачете. Участвует в отдельных кольцевых и ипподромных гонках на "Москвиче-Г4".

1965 – чемпионат СССР формулы 1, 1 место ("Москвич-Г4А", победы на обоих этапах); победа в гонках на приз открытия сезона. Чемпион Москвы по ипподромным гонкам ("Москвич-Г4А"). Ралли "Монте-Карло" (вместе с Н. Сучковым) – экипаж не финишировал.

1966 – чемпионат СССР формулы 1, 4 место ("Москвич-Г4М", победа на Неманском кольце); победа в гонках на приз Неманского кольца. Вице-чемпион СССР по ипподромным гонкам в классе "Москвич".

1967 – участвует в отдельных кольцевых гонках на "Москвиче-Г4М".

1968 – марафонское ралли "Лондон-Сидней", 27 место (вместе с Э. Лифшицем и В. Широченковым). Чемпионат СССР по ралли в классе "Москвич-412", 3 место (вместе с Э. Лифшицем). Участвует в отдельных кольцевых гонках на "Москвиче-Г5".

1969 – чемпион СССР по ралли в классе IIIА (вместе с Э. Лифшицем). Чемпионат СССР формулы 1, 4 место ("Москвич-Г5"). Получает звание заслуженного мастера спорта.

1970 – марафонское ралли "Лондон-Мехико" (вместе с Э. Лифшицем), экипаж снят с соревнований из-за опоздания к контрольному сроку. Победа в чемпионате Прибалтики по кольцевым гонкам ("Москвич-Г5").

1971 – переходит на работу в отдел эксплуатации экспортных автомобилей АЗЛК и завершает гоночную карьеру.

1971-1974 – рабочая командировка в Финляндию.

1974-1988 – возглавляет гоночную команду АЗЛК.

1993 – вместе с А. Долбишем принимает участие в "памятном" марафонском ралли "Лондон-Сидней" (25 место).

Материал подготовлен при содействии В. А. Щавелева.


Первое международное ралли "За мир и дружбу", 1960 г. Экипаж Е. Веретова и В. Щавелева – под номером 50. Этот же экипаж во время всесоюзного чемпионата по ралли 1960 г., проходившего по дорогам прибалтийских республик. Перед автомобилем – В. Щавелев. 1961 г., Ужгород: победители чемпионата СССР по ралли в классе "Москвич". Первое место – Н. Сучков и В. Щавелев, второе – С. Тенишев и Н. Ионкин, третье – Ю. Олека и Л. Шувалов.
Январь 1962 г., чемпионат Москвы по ипподромным гонкам. Поворот преодолевают Ю. Громов на гоночном автомобиле собственной конструкции и В. Щавелев на "Москвиче-Г1". Перед стартом кольцевых гонок в Лужниках в ноябре 1962 г. На заднем плане – Е. Веретов на "Москвиче-Г3". Главным судьей тех соревнований был Ю. А. Гагарин.
Открытие сезона 1963-1964 гг. по ипподромным гонкам. На двух автомобилях "Москвич-Г4" – В. Щавелев и Е. Веретов. Ралли "Монте-Карло" 1964 г. Н. Сучков и В. Щавелев (№21), как и другие советские экипажи, смогли добраться до Монако, но не уложились в контрольный срок и не получили финального зачета. Второе звание чемпиона СССР по ралли (1964 г., Ереван). Первое место – Н. Сучков и В. Щавелев, второе – Э. Лифшиц и Н. Чумаков, третье – В. Боровик и Л. Рабинович.
На пути к победе в чемпионате Москвы 1965 г. по ипподромным гонкам. Гонки на приз открытия сезона 1965 г., старт объединенного заезда гоночных и спортивных автомобилей. Под номером 11 – В. Щавелев, 12 – В. Ржечицкий. "Москвич-403" Н. Сучкова и В. Щавелева на ралли "Акрополис" 1965 г.
Первый чемпионат СССР по ипподромным гонкам, 1966 г. Приз вручает председатель ФАС Л. Л. Афанасьев. Чемпионат СССР 1966 г. в классе формула 1, Неманское кольцо. Лидирует В. Глурджидзе, за ним идет В. Щавелев, третий – В. Бубнов. В. Щавелев, У. Аава и их "Москвич-408" после финиша ралли "Эфиопия", декабрь 1967 г.
"Москвич-408" Э. Лифшица, В. Широченкова и В. Щавелева после финиша марафонского ралли "Лондон-Сидней". Гонки на приз "Янтарная «Волга»" 1968 г. – первый старт модели "-Г5". За рулем – В. Щавелев. Сзади "Москвич-Г4А" Н. Шевченко. Попытка использовать "Москвич-Г5" в рекордных заездах (октябрь 1968 г., Дмитровский полигон).
Директор АЗЛК В. П. Коломников вручает В. А. Щавелеву значок заслуженного мастера спорта СССР (май 1969 г.). Сломанный столб – место аварии В. Щавелева на втором этапе чемпионата СССР 1969 г. "Москвич-Г5" был серьезно поврежден, но его полностью восстановили к гонке третьего этапа на следующий день. В. Щавелев и В. Ржечицкий на Невском кольце во время четвертого этапа чемпионата СССР 1969 г.
Перед стартом марафонского ралли "Лондон-Мехико" на стадионе Уэмбли: В. Щавелев, Э. Лифшиц и "Москвич-412". 1970 г. Последним стартом В. Щавелева в кольцевых гонках стал чемпионат Прибалтики в сентябре 1970 г. Вскоре, перейдя на новую должность, он был вынужден по требованию начальства оставить гонки. После финиша ралли "Тур Европы-74" с одним из многочисленных кубков, завоеванных командой АЗЛК. На том ралли Щавелев присутствовал уже в роли тренера.
1975 г., во время праздника на заводском стадионе рядом с модернизированным автомобилем "Москвич-Г5М". Праздничный парад на заводском стадионе, 1980 г. Перед стартом "памятного" марафонского ралли "Лондон-Сидней", 1993 г.

← Гонщики