Захар Яковлевич Штейнгруд22.02.1925, Екатеринослав (ныне Днепропетровск), Украинская ССР – 13.11.1998, Москва |
||
Московский автоспортсмен, гонщик седьмого таксомоторного парка, мастер спорта. | ||
Захар Яковлевич Штейнгруд принадлежал к числу тех людей, с которых началась послевоенная история советского автомобильного спорта. Гонщики тех лет стартовали и в непролазной грязи кроссов на ГАЗ-51, и в линейных гонках по подмосковным шоссе на "Победах", и на узких извилистых дорогах Большого Минского кольца за рулем первых самодельных спортивных автомобилей. Это было поколение пионеров, вынужденных начинать в выбранном ими спорте с нуля и поэтому зачастую шедших вперед методом проб и ошибок, порой обходившихся весьма тяжело. Но именно их опыт во многом лег в основу быстрого послевоенного развития отечественного автоспорта, и нет ничего удивительного в том, что Захар Яковлевич завершил спортивную карьеру уже в кольцевых гонках современного типа, участвуя в них на "Волге", по тщательности подготовки превосходившей даже технику заводской команды. 1941-1945 – военная служба в разведывательной роте артиллерийского полка. Закончил войну в Кёнигсберге. 1950 – поступает на работу в московский седьмой таксомоторный парк. 1951 – начинает заниматься автомобильным спортом (линейные гонки, кроссы). 1955 – в составе команды седьмого таксопарка становится победителем первенства Московского областного совета ДСО "Буревестник" по кроссу в классе ГАЗ-20. 1956 – занимает четвертое место в чемпионате СССР в классе ГАЗ-20 (в качестве механика у Л. Калачева). Также вместе с Калачевым побеждает в первенстве Центрального совета ДСО "Буревестник" (гонки Москва – Минск – Москва) в классе серийных автомобилей. 1957 – совместно с Калачевым строит спортивный автомобиль оригинальной конструкции на агрегатах ГАЗ-20. Вместе с Калачевым выигрывает на нем первенство Центрального совета ДСО "Буревестник". Получает звание мастера спорта. 1958 – получает от А. Шатеркина его спортивный автомобиль, на котором становится восьмым в чемпионате СССР в группе Б (вместе с А. Ионовым). 1961-1966 – участвует в кольцевых гонках на ГАЗ-21. 1962-1969 – участвует в ипподромных гонках на ГАЗ-21: чемпион Москвы 1963 г., победитель первенства Центрального совета ДСО "Спартак" 1964 г. 1966 – во время гонки на Неманском кольце попадает в тяжелую аварию; спустя полгода возвращается в гонки. Материал подготовлен при содействии А. З. Штейнгруда и А. И. Матвеева. |
З. Штейнгруд и И. Байчицман, 1956 г. | Перед стартом гонки чемпионата СССР 1956 г. Слева с сигаретой – З. Штейнгруд, протирает автомобиль Л. Калачев, у автомобиля – С. Бауэр. | Первомайская демонстрация 1957 г. Рядом с ЗИС-112/1: З. Штейнгруд (крайний слева), Ю. Андреев (крайний справа). | |||
Самодельный спортивный автомобиль Л. Калачева и З. Штейнгруда (за рулем) со снятым кузовом. 1957 г. | Подъем флага на церемонии открытия первенства Центрального совета ДСО "Буревестник". Большое Минское кольцо, 1957 г. | Старт гонки спортивных автомобилей на первенстве Центрального совета ДСО "Буревестник". Справа налево автомобили: З. Штейнгруда, Ю. Андреева, А. Шатеркина. | |||
Первенство Центрального совета ДСО "Буревестник". Экипаж З. Штейнгруд (водитель) – Л. Калачев (механик) на пути к победе. | На месте гибели Л. Калачева. Слева направо: З. Штейнгруд, А. Ионов, (?), Г. Языков, (?), И. Байчицман. Большое Минское кольцо, 1957 г. | Работники седьмого таксопарка на демонстрации в 1958 г. Слева – автомобиль А. Шатеркина, в 1958 г. переданный им Штейнгруду. Справа – автомобиль Г. Языкова. Спортсмены слева направо: С. Бауэр, З. Штейнгруд, А. Ионов, И. Байчицман. | |||
На Большом Минском кольце во время чемпионата СССР 1959 г. Рядом с "пятисоткой" ГА-500 слева – З. Штейнгруд, справа – один из гонщиков спортивного клуба Ленинградского военного округа. | Шасси спортивного автомобиля на агрегатах ГАЗ-21, изготовленное в седьмом таксопарке по чертежам В. Н. Косенкова (КВН-2500С) примерно в 1959 г. И. Ионовым (стоит рядом) для З. Штейнгруда (сидит за рулем). Кузов предполагалось изготовить из пластмассы. Сам Штейнгруд на этом автомобиле в гонках не участвовал. | "Волга", на которой Штейнгруд участвовал в гонках в начале 1960-х гг. Автомобиль имел четырехступенчатую коробку передач, сконструированную А. Шатеркиным. После серьезной аварии в 1966 г. он был разбит, и после возвращения в гонки Штейнгруд стартовал уже на другой "Волге". | |||
1965 г., первенство Центрального совета ДСО "Спартак" по ипподромным гонкам. Крайний слева – В. Бубнов, в шлеме – А. Головкин, с поднятой рукой – З. Штейнгруд. | |||||
← Гонщики |