Юрий Всеволодович Теренецкийрод. 22.11.1941 г., Москва |
||
Четырехкратный (1972, 1973, 1975, 1976) чемпион СССР по кольцевым автомобильным гонкам, чемпион СССР 1969 г. по спидвею, мастер спорта по автомобильному и мотоциклетному спорту. | ||
Четыре "золота", два "серебра" и две "бронзы" чемпионатов СССР всего за шесть лет гоночной карьеры – подобных результатов мало кому удалось добиться. Не было сезона (кроме дебютного), в котором заводской гонщик АЗЛК Юрий Всеволодович Теренецкий оставался без хотя бы одной медали. Его успехам немало способствовали одновременные выступления как на гоночных, так и на кузовных автомобилях. По-видимому, именно Юрий Всеволодович, будучи первоклассным инженером, сумел подготовить для гонок самый легкий "Москвич-412", который когда-либо существовал: сухая масса 670 кг! Ему же принадлежат последняя победа и последняя медаль всесоюзного чемпионата, добытые на широко известном автомобиле "Москвич-Г5М". 1959-1969 – обучается в Московском авиационном институте на факультете двигателей летательных аппаратов. С 1963 по 1966 гг. – в академическом отпуске. После окончания института работает в лаборатории обеспечения безопасности испытаний космических кораблей. 1962 – начинает участвовать в мотоциклетных соревнованиях (кросс, спидвей) в классе 125 см³ в составе команды мотоциклетной секции МАИ. 1963-1964 – выступает в мотокроссе за команду МАДИ в классах 175 и 350 см³. 1967-1970 – выступает за команду "Центр-Москва" в соревнованиях по спидвею и мотогонкам на льду; в 1969 г. выигрывает чемпионат СССР по спидвею. 1971 – начинает участвовать в кольцевых автомобильных гонках на "Эстонии-15М" формулы 4 за спортивный клуб МАИ. Переходит на работу на АЗЛК в конструкторское бюро скоростных автомобилей, начинает выступать за заводскую команду на "Москвиче-Г5". Занимает седьмое место в чемпионате СССР формулы 1 (86 очков), побеждает на первом этапе чемпионата Прибалтики. Получает первый разряд по автоспорту. 1972 – выигрывает национальный чемпионат формулы 1, победив на этапах в Минске и Риге и набрав 284 очка. Кроме того, выигрывает гонки на призы открытия сезона, памяти Ю. А. Гагарина и "Золотая осень". Становится мастером спорта. 1973 – занимает третье место в чемпионате формулы 1 (победа в Риге, 222 очка). Также побеждает в гонках на призы газеты "Труд" и "Янтарная «Волга»". В КБ скоростных автомобилей готовит облегченный автомобиль "Москвич-412", подготовленный по группе 4. Победив на обоих этапах в Риге и Ленинграде, становится в этом классе чемпионом СССР. Становится пятым на этапе Кубка Дружбы социалистических стран в Минске (21 место в общем зачете Кубка). 1974 – занимает вторые места в чемпионатах формулы 1 (победа на первом рижском этапе) и группы 2. Помимо этого, выигрывает гонки на приз открытия сезона. Участвует в минском этапе Кубка Дружбы социалистических стран. 1975 – становится чемпионом СССР в группе 2, занимает седьмое место на минском этапе Кубка Дружбы социалистических стран. 1976 – занимает третье место в чемпионате формулы 1 (253 очка) и первое – в чемпионате классов 8 и 10 группы 2. Также выигрывает Кубок СССР в классе 8 группы 2. После окончания сезона прекращает участвовать в гонках, тренирует заводского гонщика Л. Каверина. В дальнейшем, став начальником ОТК сборочного производства, прекращает тренерскую деятельность. Материал подготовлен при содействии Ю. В. Теренецкого. |
Первая "проба сил" за рулем "Эстонии-15М" формулы 4 в Лужниках весной 1971 г. | Большой приз общества "Калев" на таллинской трассе Пирита-Козе-Клоостриметса в июле 1971 г. – первый старт на "Москвиче-Г5". В том сезоне Юрий Теренецкий выступал под двадцать первым номером, доставшимся ему "в наследство" вместе с автомобилем от Вадима Ржечицкого. | Гонщики АЗЛК Юрий Теренецкий (впереди) и Николай Казаков на первом этапе чемпионата СССР 1972 г. в Минске. | |||
На трассе Бикерниеки, 1972 г. | "Москвич-412" Юрия Теренецкого на минском этапе Кубка Дружбы социалистических стран 1973 г. Несмотря на хороший результат – пятое место, – войти в основную сборную команду и участвовать во всех этапах Кубка у гонщика шансов не было: высшее образование по специальности "Инженер-механик по ракетным двигателям" автоматически делало его "невыездным". | Весна 1973 г., команда АЗЛК по пути на соревнования. Прицепы с гоночными автомобилями везли те самые "технички" "Москвич-427", которые в 1970 г. прошли наравне с "боевыми" машинами всю дистанцию ралли-марафона Лондон-Мехико. | |||
Юрий Теренецкий за рулем своего "Москвича-Г5", 1973 г. | Перед стартом второго этапа чемпионата СССР 1973 г. На заднем плане видны "Эстонии" Владимира Глурджидзе (5) и Александра Долбиша (53). | Третий этап чемпионата СССР 1973 г. в Риге. "Москвич-Г5" Юрия Теренецкого – слева в первом ряду. | |||
Третий этап чемпионата СССР 1973 г. Поединок Юрия Теренецкого с Сергеем Панасенко (номер 91) на стартовой прямой. | Сосредоточенность перед стартом (1973 г.). | 1974 г., чемпионат СССР на Невском кольце. На старте автомобили группы 2. В первом ряду "Москвичи" Ю. Теренецкого (83), В. Богатова (75), ? (3) и А. Матвеева (72). | |||
"Москвич-412" Юрия Теренецкого на трассе Бикерниеки в 1974 г. | Вместе с механиком заводской команды Леонидом Майоровым (Рига, 1974 г.). | В свободное время с крыши "технички" было очень удобно наблюдать за гонками... | |||
Ю. В. Теренецкий поднимает флаг на заводском стадионе. Справа – известный заводской гонщик А. П. Терехин, двукратный (1958, 1959) чемпион СССР по кольцевым гонкам. | В мае 1975 г. на стадионе АЗЛК прошли праздничные мероприятия в честь тридцатилетия победы в Великой Отечественной войне. В их программу входили и показательные заезды на двух гоночных "Москвичах-Г5М" по дорожке стадиона. | Юрий Всеволодович Теренецкий со всеми своими спортивными наградами в мае 1975 г. на заводском празднике. | |||
Май 1975 г., праздник на заводском стадионе. Слева направо: Ю. В. Теренецкий, В. А. Щавелев – тренер заводской команды, четырехкратный чемпион СССР по ралли и кольцевым гонкам, – и один из членов борцовской команды завода, чемпион РСФСР. | Третье и последнее выступление Юрия Теренецкого на этапе Кубка Дружбы состоялось в 1975 г. там же, где и первые два, – на минской трассе Боровая. | Первый этап Кубка Дружбы социалистических стран 1975 г., Минск. | |||
Первый этап Кубка Дружбы социалистических стран 1975 г. Юрий Теренецкий преследует гонщика ВАЗа Виталия Богатырева. | Старт первого этапа чемпионата СССР 1975 г. Рядом с Теренецким из первого ряда гонку начинает эстонец Юри Хинтс. | Первый этап чемпионата СССР группы 2 1975 г. На переднем плане – сверхлегкий "Москвич-412" Юрия Теренецкого. При его создании пришлось преодолеть немало трудностей – и конструкторских, и чисто технологических, – но результат оправдал все ожидания. На этом автомобиле Теренецкий завоевал три "золота" и одно "серебро" всесоюзных чемпионатов, а после ухода из гонок передал его Леониду Каверину, который в 1977 г. взял еще одну серебряную медаль. | |||
Первый этап чемпионата СССР группы 2 1975 г., Киев. | В боксах Бикерниеки с В. А. Щавелевым, 1975 г. | Один из немногочисленных стартов в ипподромных гонках, зима 1976 г. | |||
Чемпионат СССР классов 8 и 10 группы 2 1976 г. в Риге. Юрий Теренецкий на пути к своему четвертому чемпионскому званию. За ним идет уфимский гонщик Владимир Зарубин, который в итоге займет только восьмое место. | Старт первого этапа чемпионата СССР 1976 г. | Первый этап чемпионата СССР 1976 г. Юрий Теренецкий преследует ленинградца Владимира Генералова. | |||
← Гонщики |