"Дзержинец", "Авангард"Рекордный автомобиль "Дзержинец" был сконструирован в 1951 г. И. Я. Помогайбо, начальником транспортного цеха Харьковского завода транспортного машиностроения. Построен автомобиль был там же в транспортном цехе и получил свое наименование по названию спортивного общества, объединявшего работников предприятий транспортного машиностроения, членом которого состоял Помогайбо. Конструкция была выполнена по среднемоторной схеме: силовой агрегат располагался за местом гонщика в пределах колесной базы и был соединен с главной передачей карданным валом. Различные узлы и агрегаты (подвеска, рулевое управление, коробка передач и т. д.) использовались стандартные, от ГАЗ-20, а двигатель – от грузового автомобиля ГАЗ-51 с небольшими переделками. Первоначально он сохранял стандартный рабочий объем (3485 см³), что относило "Дзержинец" к классу до 3500 см³ по действовавшей на тот момент классификации. Кузов был выполнен из стального листа. В целом "Дзержинец" в своем первоначальном варианте имел слишком большую массу (около 1500 кг) при недостаточной мощности двигателя (100 л. с.), и, по-видимому, именно из-за этого в заездах сезона 1951 г. Помогайбо не смог показать ни одного рекордного результата. К сезону 1952 г. "Дзержинец" был реконструирован. В первую очередь изменения коснулись двигателя, получившего новую головку блока цилиндров с верхними впускными и нижними выпускными клапанами и роторный нагнетатель. В цилиндры были запрессованы гильзы и затем расточены; тем самым рабочий объем уменьшился до 2992 см³, и "Дзержинец" по новой классификации рекордных автомобилей стал относиться к классу 8. Общая масса значительно уменьшилась (примерно на 400 кг). На усовершенствованном таким образом автомобиле (фото 1) Помогайбо в ноябре 1952 г. показал скорость 230,665 км/ч – результат, около года являвшийся абсолютным всесоюзным рекордом. В дальнейшем усовершенствования продолжились: удлинилась колесная база, кузовные панели измененной формы были изготовлены из более тонкого металла, на двигатель установлена новая полностью верхнеклапанная головка блока цилиндров и более совершенный нагнетатель лопаточного типа, в главную передачу встроен дополнительный редуктор с быстросменными шестернями. Мощность двигателя выросла до 220 л. с. Этот вариант автомобиля стал называться "Авангард" по названию спортивного общества, в состав которого к тому моменту вошло ДСО "Дзержинец" (фото 2). Всего в 1952-1955 гг. Помогайбо установил три всесоюзных рекорда скорости. Наивысшая достигнутая скорость составила 257,566 км/ч на дистанции 10 км. В различных источниках встречаются дополнительные обозначения автомобиля Помогайбо числовыми индексами ("Авангард-2", "Авангард-3"), однако противоречивость и недостоверность подобных данных не позволяет соотнести эти индексы с последовательными усовершенствованиями, вносимыми в конструкцию автомобиля, а также решить, применялись ли они только с названием "Авангард" или же также с названием "Дзержинец". После смерти Помогайбо его автомобиль был передан в распоряжение В. К. Никитина. В 1962 и 1963 гг. "Авангард" участвовал в заездах на озере Баскунчак (фото 3) с двигателем А. В. Сирятского (от автомобиля "Харьков-6"), однако рекордных результатов не показал. В 1963 г. он был передан ДОСААФ; дальнейшая его судьба неизвестна. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
← Советские рекордные автомобили |