фото 1
фото 2
фото 3

"Дзержинец", "Авангард"

Рекордный автомобиль "Дзержинец" был сконструирован в 1951 г. И. Я. Помогайбо, начальником транспортного цеха Харьковского завода транспортного машиностроения. Построен автомобиль был там же в транспортном цехе и получил свое наименование по названию спортивного общества, объединявшего работников предприятий транспортного машиностроения, членом которого состоял Помогайбо. Конструкция была выполнена по среднемоторной схеме: силовой агрегат располагался за местом гонщика в пределах колесной базы и был соединен с главной передачей карданным валом. Различные узлы и агрегаты (подвеска, рулевое управление, коробка передач и т. д.) использовались стандартные, от ГАЗ-20, а двигатель – от грузового автомобиля ГАЗ-51 с небольшими переделками. Первоначально он сохранял стандартный рабочий объем (3485 см³), что относило "Дзержинец" к классу до 3500 см³ по действовавшей на тот момент классификации. Кузов был выполнен из стального листа. В целом "Дзержинец" в своем первоначальном варианте имел слишком большую массу (около 1500 кг) при недостаточной мощности двигателя (100 л. с.), и, по-видимому, именно из-за этого в заездах сезона 1951 г. Помогайбо не смог показать ни одного рекордного результата. К сезону 1952 г. "Дзержинец" был реконструирован. В первую очередь изменения коснулись двигателя, получившего новую головку блока цилиндров с верхними впускными и нижними выпускными клапанами и роторный нагнетатель. В цилиндры были запрессованы гильзы и затем расточены; тем самым рабочий объем уменьшился до 2992 см³, и "Дзержинец" по новой классификации рекордных автомобилей стал относиться к классу 8. Общая масса значительно уменьшилась (примерно на 400 кг). На усовершенствованном таким образом автомобиле (фото 1) Помогайбо в ноябре 1952 г. показал скорость 230,665 км/ч – результат, около года являвшийся абсолютным всесоюзным рекордом.

В дальнейшем усовершенствования продолжились: удлинилась колесная база, кузовные панели измененной формы были изготовлены из более тонкого металла, на двигатель установлена новая полностью верхнеклапанная головка блока цилиндров и более совершенный нагнетатель лопаточного типа, в главную передачу встроен дополнительный редуктор с быстросменными шестернями. Мощность двигателя выросла до 220 л. с. Этот вариант автомобиля стал называться "Авангард" по названию спортивного общества, в состав которого к тому моменту вошло ДСО "Дзержинец" (фото 2). Всего в 1952-1955 гг. Помогайбо установил три всесоюзных рекорда скорости и три неофициальных рекорда (ниже норматива). Наивысшая достигнутая скорость составила 257,566 км/ч на дистанции 10 км.

В различных источниках встречаются дополнительные обозначения автомобиля Помогайбо числовыми индексами ("Авангард-2", "Авангард-3"), однако противоречивость и недостоверность подобных данных не позволяет соотнести эти индексы с последовательными усовершенствованиями, вносимыми в конструкцию автомобиля, а также решить, применялись ли они только с названием "Авангард" или же также с названием "Дзержинец".

После смерти Помогайбо в конце 1955 – начале 1956 г. его автомобиль был передан в распоряжение В. К. Никитина. В 1962 и 1963 гг. "Авангард" участвовал в заездах на озере Баскунчак (фото 3) с двигателем А. В. Сирятского (от автомобиля "Харьков-6"), однако рекордных результатов не показал. В 1963 г. он был передан ДОСААФ; дальнейшая его судьба неизвестна.

 "Дзержинец" (1951)"Дзержинец" (1952)"Авангард" (1955)"Авангард" (1962)
Масса, кг: 
сухая?1090??
снаряженная150012001100?
полная????
Двигатель:    
Марка и модельГАЗ-51ГАЗ-51, реконстр.ГАЗ-51, реконстр.констр. А. В. Сирятского
Компоновкарядныйрядныйрядныйрядный
Число цилиндров6664
Число тактов4444
Клапанный механизмSVSVOHVDOHC
Диаметр цилиндра, мм8275,9875,9879,2
Ход поршня, мм110110110100
Рабочий объем, см³3485299229921970
Степень сжатия?8,4?8,5
Мощность, л. с. (при об/мин)100 (?)150 (4500)220 (5000)200 (6000)
Расположениезаднеезаднеезаднеезаднее
Марка и модель карбюратораМКЗ-Л3МКЗ-Л3МКЗ-Л3?
Число карбюраторов1112
Число передач3333
Шасситрубчатая лонжеронная раматрубчатая лонжеронная раматрубчатая лонжеронная раматрубчатая лонжеронная рама
Габариты, мм:    
Длина5500550056005600
Ширина1250125012501250
Высота1000100010001000
Колея передних колес, мм1120112011201120
Колея задних колес, мм950950950950
База, мм2845284532003200
Тип передних тормозовбарабанныебарабанныебарабанныебарабанные
Тип задних тормозовбарабанныебарабанныебарабанныебарабанные
Передние шины7,00-16″7,00-16″7,00-16″7,00-16″
Задние шины7,00-16″7,00-16″7,00-16″7,00-16″
Передняя подвесканезависимая, пружиннаянезависимая, пружиннаянезависимая, пружиннаянезависимая, пружинная
Задняя подвесказависимая, рессорнаязависимая, рессорнаязависимая, рессорнаязависимая, рессорная
Объем топливного бака, л50505050

← Советские рекордные автомобили