ГАЗ-ТРПервый в мире рекордный автомобиль с турбореактивным двигателем, спроектированный и построенный в конструкторско-экспериментальном отделе (КЭО) Горьковского автомобильного завода. Обозначение "ТР" ("турбореактивный") – условное, введенное в позднее в литературе; также автомобиль известен под условным обозначением ГАЗ-СГ3. Основной целью его создания являлось установление абсолютного мирового рекорда скорости; в соответствии с этим ГАЗ-ТР был рассчитан на достижение скорости около 700 км/ч. Работы велись по инициативе под руководством А. А. Смолина, использовавшего свой опыт конструирования авиационной техники, при поддержке главного конструктора завода А. А. Липгарта. Являясь авиаконструктором по специальности, Смолин, как и в случае с предыдущей моделью ГАЗ-Торпедо, применил свой опыт при разработке данного проекта, а также привлек к сотрудничеству коллектив авиационного завода, где работал ранее. ГАЗ-ТР имел несущий кузов каплевидной формы с небольшими закрылками и вертикальным стабилизатором в хвостовой части. Каркас его был выполнен из дюралюминия; к каркасу крепились дюралюминиевые наружные панели. За местом гонщика располагался турбореактивный двигатель ВК-1А (от истребителя МиГ-17) тягой 2650 кгс. Ввиду отсутствия привода на колеса как спереди, так и сзади использовалась независимая передняя подвеска от ГАЗ-12. Сами колеса применялись от истребителя МиГ-15. Одной из основных проблем являлось создание шин, способных выдержать действующие на разрыв центробежные силы при максимальной расчетной скорости; с этой целью был размещен заказ на их разработку в НИИШП. Работы по проектированию были начаты в 1952-1953 гг.; автомобиль был закончен постройкой летом-осенью 1954 г. Во время ходовых испытаний его на взлетно-посадочной полосе военного аэродрома произошла авария, в результате которой легко пострадал водитель М. Метелев, а автомобиль получил повреждения. Из-за неблагоприятного стечения обстоятельств испытания в дальнейшем продолжены не были, а работа над проектом в целом прекратилась в 1956-1957 гг. Впоследствии ГАЗ-ТР был разобран; фрагмент его носовой части в настоящее время является экспонатом музея ГАЗ. В целом ГАЗ-ТР можно считать автомобилем, на несколько лет опередившим свое время. Во-первых, на тот момент в СССР еще не были найдены подходящие трассы для заездов на высоких скоростях; во-вторых, ФИА начала регистрировать рекорды скорости, установленные на автомобилях, приводимых в движение реактивной тягой, лишь с 1964 г.; в-третьих, даже если бы подобные результаты признавались ФИА и ранее, следует учесть, что до конца 1956 г. СССР не имел представительства в этой организации и в любом случае не мог рассчитывать на официальную регистрацию рекорда. | |
Технические данные автомобиля неизвестны. | |
← Советские рекордные автомобили |