фото 1
фото 2
фото 3

ХАДИ-11Э

Первый советский рекордный электромобиль, идея создания которого была выдвинута в 1971 г. сотрудником кафедры электротехники ХАДИ Ю. Стебченко. Разработка проекта была начата осенью того же года в ЛСА ХАДИ на основе рекордного автомобиля ХАДИ-5, построенного в 1966 г. Двигатель внутреннего сгорания был заменен на электрический постоянного тока с последовательным возбуждением (танковый стартер-генератор) мощностью 30 кВт; из трансмиссии была исключена коробка передач. Система регулирования скорости отсутствовала (управление осуществлялось при помощи единственной педали акселератора). Питание – от восьми свинцово-кислотных аккумуляторов номинальным напряжением 24 В, располагавшихся по обеим сторонам от места гонщика (в дальнейшем они были заменены на серебряно-цинковые). При смешанном параллельно-последовательном соединении напряжение в электросистеме составляло 90 В. Ходовая часть и кузов по сравнению с ХАДИ-5 изменениям практически не подверглись.

Впервые электромобиль принял участие в рекордных заездах в мае 1972 г., причем к тому моменту он еще не получил отдельный собственный индекс и неофициально обозначался как "ХАДИ-электро". Заезды проводились без кузовных панелей (фото 1). Результаты, показанные в ходе заездов 1972 г., официально зарегистрированы не были, так как во всесоюзной классификации рекордных автомобилей отсутствовала группа для автомобилей с электрическими двигателями. В 1973 г. данной конструкции было присвоено обозначение ХАДИ-11Э; кузов получил новую по сравнению с ХАДИ-5 окраску (фото 2). В сентябре 1973 г. в ходе заездов на Дмитровском полигоне (фото 3) Ю. Стебченко и В. Гавриленко на ХАДИ-11Э установили три всесоюзных рекорда скорости в вновь введенной группе VII (электромобили), классе 1 (собственная масса до 500 кг). В дальнейшем ХАДИ-11Э в рекордных заездах не участвовал, несколько раз экспонировался на различных выставках в СССР и за границей и после одной из них (в 1974 г.) был передан в дар Народной Республике Болгария.

Снаряженная масса, кг:490
Максимальная скорость, км/ч200
Двигательэлектрический
Мощность, кВт10
Номинальное напряжение, В24
Расположениезаднее
Тип аккумуляторовсвинцово-кислотные
Число аккумуляторов8
Шасситрубчатая пространственная рама
Габариты, мм: 
Длина4250
Ширина1150
Высота780
Колея передних колес, мм830
Колея задних колес, мм740
База, мм2850
Тип передних тормозовотсутствуют
Тип задних тормозовбарабанные
Передние шины4,00-12"
Задние шины4,00-12"
Передняя подвесканезависимая, пружинная
Задняя подвесказависимая, рессорная

← Советские рекордные автомобили