фото 1
фото 2
фото 3

ХАДИ-11Э

Первый советский рекордный электромобиль, идея создания которого была выдвинута в 1971 г. сотрудником кафедры электротехники ХАДИ Ю. Стебченко. Разработка проекта была начата осенью того же года в ЛСА ХАДИ на основе рекордного автомобиля ХАДИ-5, построенного в 1966 г. Система управления и силовая передача были собственной конструкции с использованием некоторых стандартных автомобильных деталей. Вместо двигателя внутреннего сгорания был установлен электрический двигатель постоянного тока с последовательным возбуждением (танковый стартер-генератор) мощностью 10 кВт; из трансмиссии была исключена коробка передач. Система регулирования скорости отсутствовала (управление осуществлялось при помощи единственной педали акселератора). Питание – от восьми свинцово-кислотных аккумуляторов номинальным напряжением 24 В, располагавшихся по обеим сторонам от места гонщика. При смешанном параллельно-последовательном соединении напряжение в электросистеме составляло 90 В. Ходовая часть и кузов по сравнению с ХАДИ-5 изменениям практически не подверглись.

Впервые электромобиль принял участие в рекордных заездах в мае 1972 г. под названием ХАДИ-Э. Первые заезды проводились без кузовных панелей (фото 1). Результаты, показанные в ходе этих заездов, официально зарегистрированы не были, так как во всесоюзной классификации рекордных автомобилей и нормативах для установления рекордов отсутствовала группа для автомобилей с электрическими двигателями. В 1973 г. электромобилю было присвоено обозначение ХАДИ-11Э. На нем были установлены шесть аккумуляторов нового типа – серебряно-цинковые номинальной емкостью 45 А•ч. Кузов получил по сравнению с ХАДИ-5 новую окраску, а вместо решетки радиатора установлена заглушка (фото 2). В августе 1973 г. в ходе заездов на полигоне НАМИ под Дмитровом (фото 3) Юрий Стебченко и Владимир Гавриленко на ХАДИ-11Э установили три всесоюзных рекорда скорости во вновь введенной группе VII (электромобили), классе 1 (собственная масса до 1000 кг), из которых один превысил действующий международный рекорд.

Впоследствии ХАДИ-11Э экспонировался на различных выставках, в том числе и за рубежом, и в 1974 г. во время одной из таких поездок, в Болгарии, был утерян. Его дальнейшая судьба остается неизвестной.

Снаряженная масса, кг:490
Двигательэлектрический
Мощность, кВт10
Номинальное напряжение, В24
Расположениезаднее
Тип аккумуляторовсеребряно-цинковые
Число аккумуляторов6
Шасситрубчатая пространственная рама
Габаритные размеры, мм: 
Длина4250
Ширина1150
Высота780
Колея передних колес, мм830
Колея задних колес, мм740
База, мм2900
Тип передних тормозовотсутствуют
Тип задних тормозовбарабанные
Передние шины4,00-12″
Задние шины4,00-12″
Передняя подвесканезависимая, пружинная
Задняя подвесказависимая, рессорная

← Советские рекордные автомобили