фото 1
фото 2
фото 3

ХАДИ-3

Одна из наиболее оригинальных и необычных конструкций рекордных автомобилей в истории советского автоспорта, созданная в 1961-1962 гг. в ЛСА ХАДИ В. К. Никитиным и Т. В. Утемовым. Отправной точкой послужила идея о возможности достижения рекордных скоростей с использованием серийного мотоциклетного двигателя при условии предельного снижения массы и габаритов автомобиля. В соответствии с этим колея колес была уменьшена до 350 мм спереди и 380 мм сзади, высота (за счет лежачего расположения гонщика) – до 506 мм. Кузовные панели ХАДИ-3 были выполнены из стеклопластика на металлическом каркасе, что дало возможность существенно снизить массу автомобиля. Упругими элементами подвески являлись резиновые блоки. Вынужденным шагом, предпринятым ради сохранения небольшой высоты, стало использование колес без шин (покрышки размером 4,00-12" изготовления НИИШП для ХАДИ-3 были велики). Каждое колесо представляло собой диск диаметром 400 мм из стеклоткани, проклеенной эпоксидной смолой, и состояло из двух половин. Предполагалось, что такие колеса, обладая некоторой упругостью, на гладкой поверхности не будут нуждаться в пневматических шинах. Двигатель от чехословацкого кроссового мотоцикла ESO-500 имел рабочий объем 498 см³; таким образом, согласно действовавшей классификации рекордных автомобилей ХАДИ-3 относился к классу 3 группы I. Расчетная скорость составляла 220 км/ч.

В 1962 г. ХАДИ-3 под управлением В. К. Никитина впервые принял участие в рекордных заездах на озере Баскунчак. В ходе заездов выяснилось, что колеса при движении получали бóльшие ударные нагрузки, чем это предусматривалось на стадии проектирования, и быстро разрушились. Оперативная замена их стальными дисками, совершенно не имевшими упругости в радиальном направлении, привела к резкому ухудшению управляемости автомобиля. Кроме того, отрицательно сказывалась на управляемости и чрезмерно узкая колея колес. В результате наибольшая достигнутая скорость составила не более 100 км/ч. После этого дальнейшая работа над ХАДИ-3 была прекращена, и на рекордные заезды он впоследствии не выставлялся. Автомобиль сохранился до настоящего времени и находится в музее ХАДИ (фото 3).

Масса, кг: 
сухая160
снаряженная180
полная?
Максимальная скорость, км/ч220
Двигатель: 
Марка и модельESO-500
Компоновка 
Число цилиндров1
Число тактов4
Клапанный механизмOHC
Диаметр цилиндра, мм?
Ход поршня, мм?
Рабочий объем, см³498
Степень сжатия?
Мощность, л. с. (при об/мин)36 (6500)
Расположениезаднее
Марка и модель карбюратора?
Число карбюраторов?
Число передач4
Шассинесущий кузов
Габариты, мм: 
Длина3450
Ширина690
Высота500
Колея передних колес, мм350
Колея задних колес, мм380
База, мм2400
Тип передних тормозовбарабанные
Тип задних тормозовбарабанные
Передние шины 
Задние шины 
Передняя подвесканезависимая, на резиновых блоках
Задняя подвесканезависимая, на резиновых блоках
Объем топливного бака, л?

← Советские рекордные автомобили