фото 1
фото 2
фото 3

ХАДИ-3

Одна из наиболее оригинальных и необычных конструкций рекордных автомобилей в истории советского автоспорта, созданная в 1961 г. под руководством В. К. Никитина и Т. В. Утёмова. В ХАДИ-3 была реализована идея создания автомобиля с предельно низкими лобовой площадью и массой, что позволило бы достигнуть рекордных результатов при сравнительно невысокой мощности двигателя. В соответствии с этим колея колес была принята равной 350 мм спереди и 380 мм сзади, высота – 500 мм. С такими параметрами ХАДИ-3 обладал чрезвычайно малым показателем лобового сопротивления и получил известность как самый маленький рекордный автомобиль в мире. Кузовные панели были выполнены из стеклопластика на металлическом каркасе, что дало возможность существенно снизить массу автомобиля (до 180 кг). Кокпит закрывался обтекателем, который в сочетании с неудобным положением водителя (лежа, откинув голову назад) заметно ухудшал обзорность.

Первоначально ХАДИ-3 проектировался с роторно-поршневым двигателем и шинами производства НИИШП. В дальнейшем, однако, проект пришлось пересмотреть. Двигатель был использован серийный поршневой от чехословацкого кроссового мотоцикла ESO-500 рабочим объемом 498 см³ (таким образом, ХАДИ-3 относился к классу 3 – до 500 см³). При мощности 36 л. с. расчетная скорость составляла 200-220 км/ч. Выпускавшиеся мелкими партиями скоростные шины НИИШП размерностью 4,00-12″ оказались для ХАДИ-3 велики, и ради сохранения малых габаритов от их применения отказались. Вместо них были изготовлены колеса без шин из стеклоткани, проклеенной эпоксидной смолой. Каждое колесо состояло из двух половин тарельчатой формы диаметром 400 мм. Предполагалось, что такие колеса, обладая некоторой упругостью, на гладкой поверхности не будут нуждаться в пневматических шинах.

В июле 1962 г. ХАДИ-3 под управлением Никитина принял участие в рекордных заездах на озере Баскунчак. Из-за неудовлетворительного состояния подготовленной трассы колеса при движении получали бóльшие ударные нагрузки, чем это предусматривалось на стадии проектирования, и быстро разрушились. Оперативная замена их на срочно изготовленные стальные диски, совершенно не имевшие упругости в радиальном направлении, привела к резкому ухудшению управляемости. Кроме того, отрицательно сказывалась на управляемости ХАДИ-3 и чрезмерно узкая колея колес. В результате наибольшая достигнутая скорость составила около 100 км/ч. После этого дальнейшая работа над ХАДИ-3 была прекращена, и на рекордные заезды этот автомобиль впоследствии не выставлялся. В конце 1980-х гг. ХАДИ-3 непродолжительное время экспонировался в Мотормузее в Риге, а в настоящее время находится в музее ЛСА ХАДИ (фото 3).

Масса, кг: 
сухая160
снаряженная180
полная?
Двигатель: 
Марка и модельESO-500
Компоновка 
Число цилиндров1
Число тактов4
Клапанный механизмOHC
Диаметр цилиндра, мм88
Ход поршня, мм82
Рабочий объем, см³498
Степень сжатия?
Мощность, л. с. (при об/мин)36 (6500)
Расположениезаднее
Марка и модель карбюратора?
Число карбюраторов1
Число передач4
Шассинесущий кузов
Габаритные размеры, мм: 
Длина3450
Ширина690
Высота500
Колея передних колес, мм350
Колея задних колес, мм380
База, мм2400
Тип передних тормозовбарабанные
Тип задних тормозовбарабанные
Передняя подвесканезависимая, на резиновых блоках
Задняя подвесканезависимая, пружинная
Объем топливного бака, л?

← Советские рекордные автомобили