фото 1
фото 2
фото 3
фото 4

ХАДИ-7, "Харьков-7"

Газотурбинный рекордный автомобиль, разработанный под руководством В. К. Никитина, одна из наиболее известных конструкций ЛСА ХАДИ. Изначально разрабатывался с поршневым двигателем в период с 1956 по 1959 г. под названием "Харьков-7" (фото 1). В отличие от предыдущих рекордных автомобилей Никитина, "Харьков-7" не базировался на прежней модели, а проектировался заново. Для него А. В. Сирятским был разработан новый восьмицилиндровый V-образный двигатель рабочим объемом 1974 см³, который с двумя нагнетателями развивал мощность 340 л. с. Также была изготовлена новая пятиступенчатая коробка передач, сблокированная с главной передачей. В трансмиссии использовался дифференциал повышенного трения; была предусмотрена возможность быстрой замены шестерен главной передачи для изменения передаточного числа трансмиссии. Основой шасси служила лонжеронная рама из труб диаметром 90 мм; кузовные панели были изготовлены из дюралюминия на одном из харьковских заводов. В конструкции ходовой части был использован ряд серийных узлов и деталей от ГАЗ-20 (амортизаторы, тормозные барабаны, колеса). Подвеска всех колес была выполнена независимой, с пластинчатыми торсионами в качестве упругих элементов спереди, со стержневыми торсионами сзади. Задняя подвеска рассчитывалась таким образом, чтобы при движении автомобиля на высоких скоростях в поворотах задние колеса устанавливались с отрицательным углом в сторону, противоположную центробежной силе, и тем самым удерживали бы автомобиль на дороге. Предполагалось использовать специальные скоростные шины НИИШП. Расчетная скорость составляла около 350 км/ч, однако из-за отсутствия финансирования "Харьков-7" не был достроен и испытан. Помимо этого, возможность участия его в рекордных заездах ограничивалась на тот момент отсутствием трасс, на которых можно было бы с достаточной степенью безопасности развивать скорости свыше 300 км/ч.

В 1961 г. Никитин передал "Харьков-7" в лабораторию скоростных автомобилей ХАДИ, а в 1963 г. было принято решение возобновить работу над ним, но с газотурбинной силовой установкой вместо поршневого двигателя внутреннего сгорания; эти работы велись уже под индексом ХАДИ-7. Собственно процесс переделки автомобиля под установку газовой турбины начался в 1965 г. В работе также приняли участие специалисты Харьковского авиационного института, по предложению которых в качестве силовой установки была использована серийная газовая турбина ГТД-350, выпускавшаяся для вертолетов Ми-2, – двухвальная, мощностью около 400 л. с. В трансмиссию был включен редуктор, снижавший число оборотов, и удалена коробка передач. Изменилась форма обтекателя над местом гонщика, а за ним был оборудован воздухозаборник. Выпускные трубопроводы были выведены наверх, чтобы реактивная тяга отработавших газов не использовалась при движении. В остальном конструкция не изменилась. Расчетная скорость ХАДИ-7 составляла около 400 км/ч, однако из-за закрытия трассы на озере Баскунчак автомобиль в 1966-1972 гг. принимал участие в рекордных заездах только на не совсем подходивших для него коротких дистанциях со стартом с места (0,5 и 1 км), реализовав лишь часть заложенного в конструкцию потенциала (фото 2).

В. К. Никитин установил на ХАДИ-7 в классе 2 группы VIII (газотурбинные автомобили массой 500-1000 кг) три всесоюзных рекорда скорости (один из них превысил соответствующий международный рекорд, но не был официально зарегистрирован ФИА). На стадии проектирования также предусматривалась возможность участия в заездах в классе 3 (1000-1500 кг), однако в этой зачетной группе ХАДИ-7 не стартовал.

В 1968-1978 гг. ХАДИ-7 неоднократно экспонировался на выставках научно-технического творчества молодежи (фото 3), а также за рубежом (Чехословакия, Канада, США, Италия, Куба). В конце 1980-х гг. он непродолжительное время являлся экспонатом Мотормузея в Риге, а в настоящее время находится в ЛСА ХАДИ в состоянии, требующем капитальной реставрации (фото 4).

 "Харьков-7"ХАДИ-7
Масса, кг: 
сухая?760
снаряженная850840
полная??
Двигатель:  
Марка и модель ГТД-350
КомпоновкаV-образныйдвухвальная газовая турбина
Число цилиндров8 
Число тактов4 
Клапанный механизмDOHC 
Диаметр цилиндра, мм68 
Ход поршня, мм68 
Рабочий объем, см³1974 
Степень сжатия8,0 
Мощность, л. с. (при об/мин)340 (6500)400 (45000)
Расположениезаднеезаднее
Марка и модель карбюратора? 
Число карбюраторов2 
Число передач51
Шасситрубчатая лонжеронная раматрубчатая лонжеронная рама
Габаритные размеры, мм:  
Длина50005000
Ширина16001600
Высота900900
Колея передних колес, мм12201220
Колея задних колес, мм13621362
База, мм26002600
Тип передних тормозовбарабанныебарабанные
Тип задних тормозовбарабанныебарабанные
Передние шины6,00-16″6,00-16″
Задние шины6,00-16″6,00-16″
Передняя подвесканезависимая, торсионнаянезависимая, торсионная
Задняя подвесканезависимая, торсионнаянезависимая, торсионная
Объем топливного бака, л??

← Советские рекордные автомобили