фото 2
фото 3
фото 4
фото 5

ХАДИ-9

Реактивный рекордный автомобиль, спроектированный и построенный в ЛСА ХАДИ в сотрудничестве с Харьковским авиационным институтом, Харьковским политехническим институтом и Харьковским художественно-промышленным институтом. Целью проекта было установление абсолютного мирового рекорда скорости на суше с одновременным преодолением звукового барьера; соответственно этому расчетная скорость ХАДИ-9 закладывалась равной 1200 км/ч. В основу конструкции был положен коллективный дипломный проект студентов ХАДИ С. Шерстобитова, А. Заговорова, В. Сегодина, А. Корлякова и А. Пурдыка. Несущей структурой являлась пространственная сварная рама из труб, на которой жестко крепились стеклопластиковые кузовные панели, воспринимавшие нагрузки вместе с рамой. В задней части рамы был установлен турбореактивный двигатель РД-9БФ (от истребителя МиГ-19) с тягой на форсаже 3800 кгс. Передние колеса были расположены под рамой на минимальном расстоянии друг от друга (необходимость установки двух передних колес вместо одного диктовалась требованиями ФИА, признававшей автомобилем транспортное средство не менее чем на четырех колесах). Задние колеса были вынесены далеко от кузова (колея сзади составляла 3600 мм). Поскольку ФИА признавала автомобилем транспортное средство не менее чем на четырех колесах, спереди установили два колеса, расположенные под рамой на минимальном расстоянии друг от друга. Изначально колеса должны были представлять собой стальные диски, однако затем их заменили авиационными колесами. ХАДИ-9 имел три тормозные системы: вначале торможение осуществлялось при помощи аэродинамических тормозов (щитков), затем – парашютом, а окончательно – тормозами на колесах с пневматическим приводом.

Работы по проектированию ХАДИ-9 началась в 1969 г. Изначально был предложен ряд вариантов (один из изготовленных макетов – на фото 1). После утверждения окончательного проекта начались работы по постройке автомобиля (фото 2), законченные в 1978 г. Законченный постройкой ХАДИ-9 экспонировался в 1978 г. на ВДНХ в рамках выставки научно-технического творчества молодежи. Первые ходовые испытания (фото 3) состоялись на аэродромах под Чугуевом и Волгоградом, а также на участках озера Баскунчак. В 1973-1982 гг. ХАДИ-9 несколько раз переделывался с различными вариантами аэродинамического оперения и кабины (окончательный вариант – на фото 4). Полноценные рекордные заезды на ХАДИ-9 с высокими скоростями движения не были проведены из-за отсутствия в СССР подходящей трассы. Тем не менее, в ходе съемок художественного фильма "Скорость" в 1983 г. (в котором ХАДИ-9 по сценарию фигурировал как "Игла-02SR" – фото 5) на озере Баскунчак автомобиль развивал скорость свыше 400 км/ч. После окончания съемок ХАДИ-9 в плохом состоянии (с повреждениями от коррозии, вызванной солью с Баскунчака) вернули в институт, а в 1989 г. передали в Мотормузей в Ригу, так как стало ясно, что больше он в заездах участвовать не сможет. Из-за своих больших размеров ХАДИ-9 в музее никогда не экспонировался и провел около двух лет в его запасниках. В 1991 г. он был возвращен в ХАДИ; во время транспортировки и дальнейшего нахождения под открытым небом автомобиль окончательно пришел в негодность и был постепенно разобран.

Нельзя не отметить, что перспективы ХАДИ-9 даже при идеальных для него условиях стать мировым рекордсменом были очень сомнительны. Ходовые испытания и окончательные расчеты на их основе показали, что можно было ожидать достижения скорости не более 700-800 км/ч. Следовательно, даже если допустить, что для заездов на большой скорости нашлась бы подходящая трасса в СССР или же состоялся бы выезд за границу (например, на озеро Бонневиль в США), ХАДИ-9 любом случае не был бы способен установить новый мировой рекорд, а тем более развить сверхзвуковую скорость. В период, когда работы над ХАДИ-9 только начинались (в 1970 г.), абсолютный рекорд скорости поднялся до 1014,513 км/ч. Достигший этой скорости автомобиль "Blue Flame" при массе, примерно равной массе ХАДИ-9, имел ракетный двигатель тягой 6400 кгс. В 1979 г., вскоре после завершения работы над ХАДИ-9, автомобиль "Budweiser Rocket", по неподтвержденным данным, преодолел звуковой барьер, развив 1190,123 км/ч (этот результат остался официально не признанным); суммарная тяга двух его двигателей составляла 14700 кгс при массе автомобиля 2200 кг.


Технические данные автомобиля неизвестны.

← Советские рекордные автомобили