"Харьков-1", "-2"Первый рекордный автомобиль конструкции Владимира Никитина, изготовленный в 1950 г. в мастерских автобазы Харьковского городского комитета КП(б)У; все работы заняли не более двух месяцев. В основу шасси была положена рама от ГАЗ-М1; двигатель, коробка передач, мосты, а также ряд других узлов и агрегатов были заимствованы от ГАЗ-20. Рабочий объем двигателя за счет растачивания цилиндров был увеличен с 2111 до 2480 см³, что в сочетании с повышением степени сжатия позволило увеличить мощность с 50 до 70 л. с. Двигатель был оснащен двумя карбюраторами, подача воздуха к которым осуществлялась через трубопроводы с раструбами, выступавшими над поверхностью кузова для использования напора встречного потока воздуха. В связи с повышением степени сжатия свечи зажигания применялись авиационные. Кузов обтекаемой формы был изготовлен из листового дюралюминия и имел раздельные кабины для водителя и механика (фото 1). С целью уменьшения лобового сопротивления автомобиля рулевая колонка была сильно наклонена, а сиденья водителя и механика – опущены как можно ниже. Это дало возможность заметно снизить высоту автомобиля. Примечательной особенностью конструкции стал спидометр, работавший от авиационного приемника воздушного давления. В октябре и ноябре 1950 г. Никитин в заездах, организованных местным автомотоклубом в Харькове, установил на своем автомобиле два всесоюзных рекорда скорости в классе до 2500 см³. После этого "Харьков" был усовершенствован, получив обтекаемую цельную двухместную кабину (фото 2). Этот вариант известен как "Харьков-2", а предыдущий, изначально не имевший порядкового номера, ныне принято обозначать как "Харьков-1". За счет улучшенных аэродинамических свойств Никитину в декабре того же 1950 г. удалось превысить собственные достижения. Всего на этом автомобиле в обеих его модификациях Никитин установил пять всесоюзных рекордов скорости. Конструкция его, однако, была далека от совершенства – чрезмерно длинные передний и задний свесы и недостаточная жесткость рамы ухудшали управляемость, а лобовая площадь кузова была слишком велика. В 1951 г. шасси "Харькова-2" послужило базой для создания более совершенного рекордного автомобиля "Харьков-3", в конструкции которого эти недостатки были по возможности устранены. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
← Советские рекордные автомобили |