фото 1
фото 2

"Харьков-3", "-4", "-5"

Второй рекордный автомобиль В. К. Никитина, построенный в 1951 г. Базировался на шасси предыдущей модели "Харьков-2", но, несмотря на это, являлся фактически новым автомобилем. За счет изменения компоновки с переднемоторной на среднемоторную и ликвидации места механика удалось снизить высоту, сместить вперед место водителя, придать кузову более обтекаемую каплевидную форму (фото 1). Рама при этом была удлинена, а колея сужена, в результате чего автомобиль стал более устойчивым. Новый кузов был значительно меньше в размерах и легче старого. Все эти изменения позволили снизить массу автомобиля по сравнению с предшественником почти на четверть. Силовой агрегат остался в целом неизменным – форсированный ГАЗ-20 увеличенного рабочего объема мощностью около 70 л. с. в сочетании с трехступенчатой коробкой передач, также от ГАЗ-20. Крутящий момент передавался на главную передачу при помощи карданного вала. В главную передачу был введен ускоряющий редуктор. Ходовая часть также практически не претерпела изменений по сравнению с предыдущей конструкцией Никитина.

Весной 1951 г. Никитин на "Харькове-3" четырежды превышал всесоюзные рекорды скорости на коротких дистанциях в классе до 2500 см³ (три из этих результатов стали абсолютными всесоюзными рекордами), а позже, в июле, установил также два рекорда на длинных дистанциях. К чемпионату СССР в сентябре в порядке эксперимента над водительским местом был установлен обтекатель, а арки передних колес – закрыты щитками. Эта модификация, получившая обозначение "Харьков-4" (фото 2), смогла превысить рекорд только на дистанции 1 км со стартом с хода. В заезде на 50 и 100 км в рамках того же чемпионата использовался вариант без обтекателя, так как из-за отсутствия нормальной вентиляции долгое время находиться в закрытой кабине было невозможно.

Поскольку резервы форсировки серийного двигателя без радикальных его переделок к тому моменту были исчерпаны, в конце сезона Никитин установил на него нагнетатель типа "Рутс". Установка его непосредственно на впускном трубопроводе двигателя с креплением карбюратора сверху явилась бы наиболее целесообразной, но была невозможна без серьезной переделки кузова. Никитин в условиях дефицита времени не имел возможности заниматься ею и смонтировал нагнетатель сбоку на раме, связав его с двигателем длинной трубой. С технической точки зрения подобное решение было далеко от оптимального и не отличалось достаточной надежностью, но все же позволило поднять мощность двигателя сразу на 20 л. с. На этой модификации, названной "Харьков-5", Никитин в конце октября в заездах на 1 и 5 км со стартом с хода впервые в СССР официально достиг скорости свыше 200 км/ч и превысил дореволюционный всероссийский рекорд скорости, установленный в 1913 г. В общей сложности на трех модификациях своего автомобиля Никитин установил одиннадцать всесоюзных рекордов скорости. В конце 1951 г. "Харьков-5" был разобран и послужил базой для автомобиля "Харьков-6".

 "Харьков-3""Харьков-5"
Масса, кг: 
сухая??
снаряженная850?
полная??
Двигатель:  
Марка и модельГАЗ-20ГАЗ-20
Компоновкарядныйрядный
Число цилиндров44
Число тактов44
Клапанный механизмSVSV
Диаметр цилиндра, мм88,888,7
Ход поршня, мм100100
Рабочий объем, см³24802470
Степень сжатия9,57,2
Мощность, л. с. (при об/мин)70 (3800)90 (3900)
Расположениезаднеезаднее
Марка и модель карбюратораК-22ГК-49А
Число карбюраторов22
Число передач33
Шасситрубчатая лонжеронная раматрубчатая лонжеронная рама
Габаритные размеры, мм:  
Длина62006200
Ширина13001300
Высота950950
Колея передних колес, мм11251125
Колея задних колес, мм965965
База, мм32003200
Тип передних тормозовбарабанныебарабанные
Тип задних тормозовбарабанныебарабанные
Передние шины6,00-16″6,00-16″
Задние шины6,00-16″6,00-16″
Передняя подвесканезависимая, пружиннаянезависимая, пружинная
Задняя подвесказависимая, рессорнаязависимая, рессорная
Объем топливного бака, л4040

← Советские рекордные автомобили