фото 1
фото 2

"Харьков-6"

Третья конструкция рекордного автомобиля, разработанная В. К. Никитиным. В отличие от предыдущих моделей "Харьков-1" ("-2") и "Харьков-3" ("-4", "-5"), относилась к классу до 2000 см³, введенному в новой классификации рекордных автомобилей в 1952 г. Главной особенностью являлся новый двигатель конструкции инженера А. В. Сирятского с двумя распределительными валами в головке блока цилиндров. Двигатель базировался на серийном ГАЗ-20, но сохранил от него лишь блок цилиндров (рабочий объем был уменьшен с 2111 до 1970 см³) и кривошипно-шатунный механизм. Привод распределительных валов был цепным, зажигание осуществлялось от двух магнето "Бош", применялась система смазки с сухим картером. Двигатель был снабжен двумя карбюраторами. Для наддува горючей смеси (состоявшей из метанола, бензола и ацетона) использовался нагнетатель лопаточного типа. Мощность двигателя составляла около 200 л. с., более чем в два раза превосходя по этому показателю двигатель предыдущей модели "Харьков-5". В остальном "Харьков-6" являлся ее эволюционным развитием, будучи построенным на основе того же шасси. При неизменной колесной базе сократилась общая длина автомобиля, а ширина немного увеличилась. Новый кузов из дюралюминия был изготовлен на одном из харьковских заводов.

Впервые "Харьков-6" принял участие в рекордных заездах в сентябре 1952 г.; после ряда результатов, не превысивших введенные в том году всесоюзные нормативы, на двигатель были установлены два нагнетателя вместо одного, а также применены новые скоростные шины разработки НИИШП. Все это позволило следующим летом установить первый рекорд, а в декабре того же 1953 года достигнуть на дистанции 1 км со стартом с хода скорости 280,156 км/ч, тем самым улучшив абсолютный всесоюзный рекорд скорости сразу на 50 км/ч. Данный результат остался в истории рекордных заездов в СССР наивысшим, достигнутым на дорогах общего пользования. (Позже Никитин добился результата 284,136 км/ч, но этот рекорд не превысил новый норматив и не был поэтому официально зарегистрирован.) В общей сложности Никитин на "Харькове-6" установил в 1952-1955 гг. восемь официальных всесоюзных рекордов скорости, четыре из которых превышали аналогичные международные достижения, и пять неофициальных. В 1956-1959 гг. "Харьков-6" неоднократно усовершенствовался, однако в рекордных заездах Никитин на нем не участвовал. Последнее участие "Харькова-6" в заездах относится к 1960 г. (озеро Баскунчак). В дальнейшем он был разобран, а его узлы и агрегаты использованы в автомобиле "ХАДИ-Харьков-6", построенном в ЛСА ХАДИ в 1961-1962 гг.

Масса, кг: 
сухая1000
снаряженная?
полная?
Двигатель: 
Марка и модельсобств. конструкции
Компоновкарядный
Число цилиндров4
Число тактов4
Клапанный механизмDOHC
Диаметр цилиндра, мм79,2
Ход поршня, мм100
Рабочий объем, см³1970
Степень сжатия8,5
Мощность, л. с. (при об/мин)200 (6000)
Расположениезаднее
Марка и модель карбюратораК-80
Число карбюраторов2
Число передач3
Шасситрубчатая лонжеронная рама
Габаритные размеры, мм: 
Длина6000
Ширина1350
Высота960
Колея передних колес, мм1050
Колея задних колес, мм950
База, мм3200
Тип передних тормозовбарабанные
Тип задних тормозовбарабанные
Передние шины7,00-16″
Задние шины7,00-16″
Передняя подвесканезависимая, пружинная
Задняя подвесказависимая, рессорная
Объем топливного бака, л2×120

← Советские рекордные автомобили