"Харьков-Л1"Первый рекордный автомобиль конструкции Э. О. Лорента. (Название "Харьков-Л1" появилось в литературе уже несколько позднее, а изначально автомобиль назывался Л-250 или Л-350 в зависимости от рабочего объема двигателя.) Автомобиль был построен в 1951 г. в харьковском областном автомотоклубе при помощи коллектива того же клуба и выделялся рядом нетрадиционных для того времени решений. Шасси базировалось на плоской лонжеронной раме из труб диаметром 90 мм; материалом для кузова послужила листовая сталь. Колеса были отлиты из магниевого сплава, в них были запрессованы чугунные тормозные барабаны. Как передние, так и задние колеса имели независимую торсионную подвеску. Оригинальный двигатель собственной конструкции Лорента был изготовлен по образцу привезенного из Германии мотоциклетного двигателя: рядный, двухцилиндровый, с двумя распределительными валами в головке блока цилиндров (впервые в отечественном автомобилестроении), с головкой и блоком цилиндров из алюминиевого сплава. Коленчатый вал был выполнен составным, на роликовых подшипниках. Для повышения мощности применялся коловратный нагнетатель с избыточным давлением около 1,2 атм. Система смазки – с сухим картером. С двигателем была сблокирована четырехступенчатая коробка передач, передававшая крутящий момент на главную передачу через эластичную муфту. Благодаря широкому использованию в конструкции легких сплавов снаряженная масса автомобиля составляла всего 350 кг. Впервые "Харьков-Л1" был опробован в заездах в конце 1951 г., однако достигнуть рекордных результатов Лорент не смог из-за поломок как в том, так и в следующем сезоне. В 1953 г. Лорент установил на "Л1" пять всесоюзных рекордов скорости в классе 1 (до 250 см³), два из которых превысили соответствующие международные рекорды. К следующему сезону он изготовил также двигатель класса 2 (до 350 см³), в основном аналогичный по конструкции первому, но имевший ряд усовершенствований. С ним в 1954 г. Лорент установил еще четыре всесоюзных рекорда, превысившие также международные рекорды. Наивысшая достигнутая на "Л1" скорость составила 203,389 км/ч в классе 1 и 218,314 км/ч в классе 2. В конце 1954 г. решением Государственного комитета по физкультуре и спорту "Харьков-Л1" был передан в распоряжение московского Центрального автомотоклуба. В 1955-1958 гг. на нем участвовал в заездах гонщик ЦАМКа Трофим Подкутов, однако ни одного рекордного результата ему показать не удалось. В 1960 г. "Харьков-Л1" был переоборудован И. А. Тихомировым в газотурбинный "Пионер-1". | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
← Советские рекордные автомобили |