фото 1
фото 2

"Харьков-Л1"

Первый рекордный автомобиль конструкции Э. О. Лорента. (Название "Харьков-Л1" появилось в литературе уже несколько позднее, а изначально автомобиль назывался Л-250 или Л-350 в зависимости от рабочего объема двигателя.) Автомобиль был построен в 1951 г. в харьковском областном автомотоклубе при помощи коллектива того же клуба и выделялся рядом нетрадиционных для того времени решений. Шасси базировалось на плоской лонжеронной раме из труб диаметром 90 мм; материалом для кузова послужила листовая сталь. Колеса были отлиты из магниевого сплава, в них были запрессованы чугунные тормозные барабаны. Как передние, так и задние колеса имели независимую торсионную подвеску. Оригинальный двигатель собственной конструкции Лорента был изготовлен по образцу привезенного из Германии мотоциклетного двигателя: рядный, двухцилиндровый, с двумя распределительными валами в головке блока цилиндров (впервые в отечественном автомобилестроении), с головкой и блоком цилиндров из алюминиевого сплава. Коленчатый вал был выполнен составным, на роликовых подшипниках. Для повышения мощности применялся коловратный нагнетатель с избыточным давлением около 1,2 атм. Система смазки – с сухим картером. С двигателем была сблокирована четырехступенчатая коробка передач, передававшая крутящий момент на главную передачу через эластичную муфту. Благодаря широкому использованию в конструкции легких сплавов снаряженная масса автомобиля составляла всего 350 кг.

Впервые "Харьков-Л1" был опробован в заездах в конце 1951 г., однако достигнуть рекордных результатов Лорент не смог из-за поломок как в том, так и в следующем сезоне . В 1953 г. Лорент установил на "Л1" пять всесоюзных рекордов скорости в классе 1 (до 250 см³), три из которых превысили соответствующие международные рекорды. К следующему сезону он изготовил также двигатель класса 2 (до 350 см³), в основном аналогичный по конструкции первому, но имевший ряд усовершенствований. С ним в 1954 г. Лорент установил еще четыре всесоюзных рекорда, превысившие также международные рекорды. Наивысшая достигнутая на "Л1" скорость составила 203,389 км/ч в классе 1 и 218,314 км/ч в классе 2. В конце 1954 г. решением Государственного комитета по физкультуре и спорту "Харьков-Л1" был передан в распоряжение московского Центрального автомотоклуба. В 1955-1958 гг. на нем участвовал в заездах гонщик ЦАМКа Трофим Подкутов, однако ни одного рекордного результата ему показать не удалось. В 1960 г. "Харьков-Л1" был переоборудован И. А. Тихомировым в газотурбинный "Пионер-1".

 класс 1класс 2
Масса, кг: 
сухая300300
снаряженная350350
полная??
Двигатель:  
Марка и модель  
Компоновкарядныйрядный
Число цилиндров22
Число тактов44
Клапанный механизмDOHCDOHC
Диаметр цилиндра, мм51,1559,8
Ход поршня, мм6060
Рабочий объем, см³246337
Степень сжатия7,0?
Мощность, л. с. (при об/мин)45 (7000)60 (7500)
Расположениезаднеезаднее
Марка и модель карбюратора??
Число карбюраторов11
Число передач44
Шасситрубчатая лонжеронная раматрубчатая лонжеронная рама
Габариты, мм:  
Длина40004000
Ширина12501250
Высота580580
Колея передних колес, мм10501050
Колея задних колес, мм950950
База, мм25002500
Тип передних тормозовбарабанныебарабанные
Тип задних тормозовбарабанныебарабанные
Передние шины4,00-12″4,00-12″
Задние шины4,00-12″4,00-12″
Передняя подвесканезависимая, торсионнаянезависимая, торсионная
Задняя подвесканезависимая, торсионнаянезависимая, торсионная
Объем топливного бака, л4040

← Советские рекордные автомобили