фото 1
фото 2
фото 3
фото 4
фото 5

"Харьков-Л2"

Самый результативный советский рекордный автомобиль. Спроектирован и изготовлен в 1955 г. Э. О. Лорентом в харьковском автомотоклубе ДСО "Трудовые резервы". Следует отметить, что обозначение "Харьков-Л2", под которым он известен ныне, является в некоторой степени условным: первые два автомобиля постройки Лорента официально обозначались в документах как "Харьков-Л" с добавлением округленного рабочего объема двигателя в кубических сантиметрах, а порядковые номера 1 и 2 были введены позднее.

Базовые принципы конструкции новой модели остались неизменными по сравнению с предыдущим автомобилем Лорента "Харьков-Л1": лонжеронная рама из труб большого диаметра, алюминиевые кузовные панели, независимая торсионная подвеска всех колес, заднее расположение двигателя. Колеса были отлиты из электрона, шины – размерности 4,00-12″ производства НИИШП. Коробка передач была изготовлена на основе серийной от мотоцикла ИМЗ-М72. Формой кузова "Харьков-Л2" кардинально отличался от "Л1"; при ее разработке Лорент сотрудничал со специалистами по аэродинамике и проводил продувки кузова в аэродинамической трубе. За счет более обтекаемых форм и уменьшения габаритных размеров лобовая площадь сократилась до 0,5 м².

В первых заездах в 1955 г. "Харьков-Л2" принимал участие с двигателем класса 3 (до 500 см³). Конструктивно двигатель был аналогичен прежним, разработанным для "Л1": рядный двухцилиндровый четырехтактный с двумя распределительными валами в головке блока цилиндров, нагнетателем и системой смазки с сухим картером. В следующем году Лорент подготовил двигатель класса 2, в 1960 г. – класса 1, а в 1962 г. – класса 4. Все они были однотипны с первым и различались только рабочим объемом. При этом надо отметить, что двигатель класса 4 (500-750 см³) имел фактический рабочий объем лишь 558 см³.

"Харьков-Л2" участвовал в рекордных заездах с 1955 по 1972 гг. включительно (фото 1 – 1958 г., фото 2 – 1960 г., фото 3 – 1962 г.). В период проведения заездов исключительно на короткие дистанции со стартом с места (с 1966 г.) он был несколько переделан: снят капот двигателя, срезаны обтекатели за задними колесами, сзади установлен упор для расталкивания автомобиля при запуске двигателя (фото 4). В этот период на нем стартовал сын Эдуарда Лорента Валерий.

Всего на автомобиле "Харьков-Л2" Э. Лорент и В. Лорент установили в общей сложности двадцать девять рекордов, из них двенадцать являлись одновременно всесоюзными и международными, два – только международными (ниже действовавших на тот момент всесоюзных) и пятнадцать – только всесоюзными. В классе 1 было установлено десять рекордов, в классе 2 – одиннадцать, в классе 3 – шесть и в классе 4 – два. Наивысшие достигнутые скорости в этих классах составили соответственно 223,187, 250,696, 255,500 и 286,169 км/ч. Последний результат до сих пор не перекрыт и значится в официальной таблице рекордов скорости ФИА.

"Харьков-Л2" и один из его двигателей сохранились до настоящего времени и ныне находятся в коллекции "Мастерской Шаманского" в Подмосковье в состоянии, требующем реставрации (фото 5).

 класс 1класс 2класс 3класс 4
Масса, кг: 
сухая????
снаряженная340340340340
полная????
Двигатель:    
Марка и модель    
Компоновкарядныйрядныйрядныйрядный
Число цилиндров2222
Число тактов4444
Клапанный механизмDOHCDOHCDOHCDOHC
Диаметр цилиндра, мм55,959,867,3572,3
Ход поршня, мм50606868
Рабочий объем, см³245337484,5558
Степень сжатия??7,0?
Мощность, л. с. (при об/мин)50 (12000)60 (10000)80 (8000)100 (8000)
Расположениезаднеезаднеезаднеезаднее
Марка и модель карбюратора????
Число карбюраторов1111
Число передач4444
Шасситрубчатая лонжеронная раматрубчатая лонжеронная раматрубчатая лонжеронная раматрубчатая лонжеронная рама
Габариты, мм:   
Длина3750375037503750
Ширина1100110011001100
Высота680680680680
Колея передних колес, мм1015101510151015
Колея задних колес, мм950950950950
База, мм2500250025002500
Тип передних тормозовбарабанныебарабанныебарабанныебарабанные
Тип задних тормозовбарабанныебарабанныебарабанныебарабанные
Передние шины4,00-12″4,00-12″4,00-12″4,00-12″
Задние шины4,00-12″4,00-12″4,00-12″4,00-12″
Передняя подвесканезависимая, торсионнаянезависимая, торсионнаянезависимая, торсионнаянезависимая, торсионная
Задняя подвесканезависимая, торсионнаянезависимая, торсионнаянезависимая, торсионнаянезависимая, торсионная
Объем топливного бака, л????

← Советские рекордные автомобили