фото 1
фото 2
фото 3
фото 4

"Харьков-Л3"

Первый советский дрегстер, сконструированный и построенный Э. О. Лорентом в харьковском автомотоклубе ДСО "Трудовые резервы" в 1965 г. Этот автомобиль стал своевременной реакцией на прекращение заездов на озере Баскунчак и переход к заездам на короткие дистанции со стартом с места. Цели достижения быстрого разгона при старте с места была подчинена вся конструкция. Так, для снижения массы "Харьков-Л3" не имел стартера и аккумулятора, кузов и колеса были изготовлены из легких сплавов. Общая компоновка автомобиля обеспечивала максимальную загрузку задних колес: место гонщика было сдвинуто назад, а двигатель, радиатор и двадцатилитровый топливный бак вынесены в задний свес. В результате на задние колеса приходилось 82% массы. Тормоза имелись только сзади; в тормозной системе использовались серийные детали от легкового автомобиля "Москвич-407". Передняя подвеска была зависимой. "Харьков-Л3" был изначально рассчитан на участие в заездах в классах с 1 по 4 группы I, для чего на него могли быть установлены четыре двигателя различного рабочего объема: 245, 337, 489, 558 см³. Двигатели были однотипны с теми, которыми оснащался "Харьков-Л2", но более интенсивно форсированы. В качестве топлива применялся метанол. Коробка передач была использована от серийного ЗАЗ-965.

Первые испытания дрегстера показали, что при интенсивном разгоне передняя его часть заметно приподнимается, создавая реальную угрозу опрокидывания автомобиля назад. Колесную базу пришлось намного удлинить (фото 1, фото 2), после чего склонность к опрокидыванию уменьшилась. Весной 1967 г. Эдуард Лорент на нем установил два всесоюзных рекорда скорости на дистанции 0,5 км со стартом с места в классах 3 и 4. Затем "Харьков-Л3" подвергся новым переделкам: расширена колея передних колес, вновь укорочена база, за местом гонщика установлена дуга безопасности. В 1972 г. Валерий Лорент установил еще один рекорд на пятисотметровой дистанции, на этот раз в классе 2. Впоследствии "Харьков-Л3" был приспособлен для заездов в классах 5 (до 1100 см³), 6 (до 1500 см³) и 7 (до 2000 см³), для чего он оснащался двигателями ВАЗ-2101 и "Москвич-412". Изменения также коснулись шасси: двигатель теперь располагался в пределах колесной базы, а сама база была увеличена (фото 3). Валерий Лорент и механик команды автомотоклуба Валентин Поляков на переделанном таким образом "Харькове-Л3" в заездах 1977 и 1984 гг. установили четыре всесоюзных рекорда в классах 5 (два), 6 и 7 (по одному) на дистанциях 0,5 и 1 км со стартом с места. Таким образом, "Харьков-Л3" уникален тем, что на нем удалось установить всесоюзные рекорды в шести разных классах (со второго по седьмой). Автомобиль сохранился до настоящего времени и находится в коллекции "Мастерской Шаманского", пройдя в 2012-2013 гг. полную реставрацию (фото 4).

 класс 1класс 2класс 3класс 4
Масса, кг: 
сухая????
снаряженная240240240240
полная????
Двигатель:    
Марка и модель    
Компоновкарядныйрядныйрядныйрядный
Число цилиндров2222
Число тактов4444
Клапанный механизмDOHCDOHCDOHCDOHC
Диаметр цилиндра, мм55,959,867,772,3
Ход поршня, мм50606868
Рабочий объем, см³245337489558
Степень сжатия6,06,06,06,0
Мощность, л. с. (при об/мин)50 (10000)70 (10000)100 (8000)120 (8000)
Расположениезаднеезаднеезаднеезаднее
Марка и модель карбюратора????
Число карбюраторов1111
Число передач4444
Шасситрубчатая раматрубчатая раматрубчатая раматрубчатая рама
Габаритные размеры, мм:   
Длина3250325032503250
Ширина1200120012001200
Высота650650650650
Колея передних колес, мм1090109010901090
Колея задних колес, мм850850850850
База, мм2600260026002600
Тип передних тормозовотсутствуютотсутствуютотсутствуютотсутствуют
Тип задних тормозовбарабанныебарабанныебарабанныебарабанные
Передние шины4,00-12″4,00-12″4,00-12″4,00-12″
Задние шины4,00-12″4,00-12″4,00-12″4,00-12″
Передняя подвесказависимая, пружиннаязависимая, пружиннаязависимая, пружиннаязависимая, пружинная
Задняя подвесканезависимая, пружиннаянезависимая, пружиннаянезависимая, пружиннаянезависимая, пружинная
Объем топливного бака, л20202020

← Советские рекордные автомобили