"Пионер-1", "-2", "-2М"Первый советский газотурбинный рекордный автомобиль, спроектированный и изготовленный в 1960-1961 гг. в московском Центральном автомотоклубе И. А. Тихомировым. (К одноименному автомобилю 1947 г. конструкции М. М. Дерковского отношения он не имел.) За основу был взят "Харьков-Л1" Э. О. Лорента, принадлежавший клубу с 1954 г. Поршневой двигатель был заменен Тихомировым двумя двухвальными газовыми турбинами мощностью по 50 л. с. каждая, расположенными по обеим сторонам от места гонщика. В качестве топлива использовался товарный бензин Б-70. Каждая турбина была соединена с планетарным редуктором, снижавшим число оборотов; оба редуктора, в свою очередь, были связаны с центральным редуктором, который передавал крутящий момент к главной передаче. Коробка передач отсутствовала ввиду способности газотурбинной силовой установки изменять свой крутящий момент в значительно более широких пределах, чем у поршневого двигателя. Конструкция выпускной системы направляла поток отработавших газов перпендикулярно направлению движения, чтобы, согласно международным требованиям к рекордным автомобилям, при движении даже частично не использовалась реактивная тяга. В остальном конструкция по сравнению с "Харьковом-Л1" осталась неизменной. "Пионер-1" впервые стартовал в рекордных заездах в 1961 г. (фото 1, фото 2). Из-за отсутствия на тот момент утвержденных рекордных нормативов для газотурбинных автомобилей использовались нормативы класса 5 группы I (автомобили с поршневыми двигателями рабочим объемом до 1100 см³), и рекорды регистрировались для этого же класса. В 1962 г. во всесоюзную классификацию была введена группа VIII для автомобилей с газотурбинными двигателями, и все последующие результаты "Пионера" регистрировались в этой группе. К новому сезону автомобиль был значительно усовершенствован и получил обозначение "Пионер-2". Мощность двигателей выросла до 68 л. с. у каждого, была полностью переработана автоматическая система запуска и контроля работы турбин. Над местом гонщика был установлен обтекатель, а воздухозаборники и выхлопные отверстия были размещены в коробчатых кожухах вдоль бортов автомобиля. "Пионер-2" мог быть использован в заездах как класса 1 (до 500 кг), так и класса 2 (500-1000 кг) группы VIII; масса при этом изменялась за счет снятия или установки аппаратуры впрыска водо-спиртовой смеси и приборов автоматики и контроля, а также изменения запаса топлива. В 1967 г. в связи с тем, что рекордные заезды проводились только на короткие дистанции со стартом с места, где аэродинамические свойства играли не слишком большую роль, верхняя часть обтекателя была демонтирована (фото 3); иногда снимались и щитки с колесных арок. В дальнейшем автомобиль был еще раз модернизирован, получив обозначение "Пионер-2М" (фото 4). Мощность двигателей возросла до 80 л. с. у каждого; короба воздухозаборников были уменьшены в размерах. "Пионер" во всех своих модификациях использовался в рекордных заездах до 1972 г. включительно; на нем Тихомиров установил тринадцать рекордов скорости (семь – в классе 1, три – в классе 2, три – как аналог автомобиля с поршневым двигателем класса 5), из которых пять были официально зарегистрированы ФИА в качестве международных и еще один превысил международный рекорд неофициально. В 1962 г. на "Пионере-2" впервые в СССР была достигнута скорость свыше 300 км/ч, а показанный в следующем году результат 311,419 км/ч на дистанции 1 км со стартом с хода стал абсолютным всесоюзным рекордом скорости на автомобиле, впоследствии никем не превзойденным. С 1989 г. "Пионер-2М" экспонируется в Мотормузее в Риге (фото 5). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
← Советские рекордные автомобили |