фото 1
фото 2
фото 3
фото 4
фото 4

"Пионер-1", "-2", "-2М"

Первый советский газотурбинный рекордный автомобиль. Построен в 1960-1961 гг. в Московском городском автомотоклубе И. А. Тихомировым. Представлял собой "Харьков-Л1" Э. О. Лорента, поршневой двигатель которого был заменен двумя двухвальными газовыми турбинами мощностью по 50 л. с. каждая, расположенными по обеим сторонам от места водителя. Каждая турбина была соединена с планетарным редуктором, снижавшим число оборотов; оба редуктора, в свою очередь, были связаны с центральным редуктором, который передавал крутящий момент к главной передаче. Коробка передач отсутствовала ввиду способности газотурбинной силовой установки изменять свой крутящий момент в значительно более широких пределах, чем у поршневого двигателя. Вдоль боковин автомобиля в коробчатых кожухах располагались воздухозаборники и выхлопные отверстия. Конструкция выпускной системы направляла поток отработавших газов перпендикулярно направлению движения, чтобы, согласно техническому регламенту, автомобиль даже частично не использовал при движении реактивную тягу. Место гонщика закрывалось сверху обтекаемым фонарем. В остальном конструкция осталась неизменной по сравнению с "Харьковом-Л1".

"Пионер-1" впервые был использован в рекордных заездах в 1961 г. (фото 1, фото 2), причем из-за отсутствия в действовавшей классификации отдельной группы для газотурбинных автомобилей его результаты фиксировались для класса 5 группы I (автомобили с поршневыми двигателями рабочим объемом до 1100 см³). В 1962 г. он был модернизирован и получил обозначение "Пионер-2". Мощность двигателей выросла до 67 л. с. у каждого. С введением во всесоюзную классификацию в 1962 г. группы VIII рекорды стали фиксироваться в ней. "Пионер-2" мог быть использован в заездах как класса 1 (до 500 кг), так и класса 2 (свыше 500 кг); масса при этом изменялась за счет снятия или установки аппаратуры впрыска водо-спиртовой смеси и приборов автоматики и контроля, а также изменения запаса топлива. Начиная с 1967 г. в связи с тем, что рекордные заезды проводились только на короткие дистанции со стартом с места, где аэродинамические свойства играли не слишком большую роль, обтекаемый фонарь был демонтирован (фото 3). В дальнейшем автомобиль был еще раз модернизирован, получив обозначение "Пионер-2М" (фото 4). Мощность двигателей возросла до 80 л. с. у каждого; короба воздухозаборников были уменьшены в размерах.

"Пионер" во всех модификациях использовался в рекордных заездах до 1972 г. включительно; на нем И. А. Тихомиров установил тринадцать рекордов скорости (десять – в классе 1, три – в классе 2), из которых семь являлись также международными. Результат 311,4 км/ч на дистанции 1 км со стартом с хода, показанный в 1963 г., стал абсолютным всесоюзным рекордом скорости на автомобиле. "Пионер-2М" сохранился до настоящего времени и экспонируется в Мотормузее в Риге (фото 5).

 "Пионер-1""Пионер-2""Пионер-2М"
Масса, кг: 
сухая???
снаряженная485485495
полная???
Максимальная скорость, км/ч250311400
Двигатель:газотурбинная силовая установкагазотурбинная силовая установкагазотурбинная силовая установка
Мощность, л. с. (при об/мин)2×50 (50000)2×67 (50000)2×80 (?)
Расположениесреднеесреднеесреднее
Шасситрубчатая лонжеронная раматрубчатая лонжеронная раматрубчатая лонжеронная рама
Габариты, мм:   
Длина410041004100
Ширина12401240?
Высота750750750
Колея передних колес, мм105010501050
Колея задних колес, мм950950950
База, мм250025002500
Тип передних тормозовбарабанныебарабанныебарабанные
Тип задних тормозовбарабанныебарабанныебарабанные
Передние шины4,00-12"4,00-12"4,00-12"
Задние шины4,00-12"4,00-12"4,00-12"
Передняя подвесканезависимая, торсионнаянезависимая, торсионнаянезависимая, торсионная
Задняя подвесканезависимая, торсионнаянезависимая, торсионнаянезависимая, торсионная
Объем топливного бака, л505050

← Советские рекордные автомобили