фото 1
фото 2

"Шахтер"

Единственный полноценный рекордный автомобиль, изготовленный на агрегатах серийного легкового автомобиля "Москвич-400". Автором конструкции был харьковчанин Г. Т. Попов, работник автобазы завода "Свет шахтера". Постройка автомобиля шла с середины 1950 г. до весны 1951 г. Автомобиль получил название "Шахтер" в честь спортивного общества, членом которого являлся Попов, и имел открытый одноместный кузов с обтекателями над колесами и вытянутым стабилизатором-килем в задней части. Рабочий объем стандартного двигателя "Москвич-400" был увеличен с 1074 до 1167 см³, повышена степень сжатия, установлены два карбюратора и прямоточная система выхлопа; в результате мощность увеличилась с 23 до 30 л. с. Трансмиссия по сравнению с серийной не изменилась, за исключением введения в главную передачу дополнительного ускоряющего редуктора. Компактность кузова и легкость материалов, примененных при его изготовлении, обеспечили массу автомобиля на уровне 600 кг. При сохранении колеи колес и базы "Москвича-400" "Шахтер" был заметно длиннее и несколько ýже. В течение сезона 1951 г. "Шахтер" несколько менялся внешне: решетка с частыми горизонтальными полосами (фото 1) была заменена на открытый воздухозаборник, а щитки, изначально закрывавшие арки передних колес, – демонтированы (фото 2).

По действовавшей на тот момент классификации "Шахтер" относился к классу 1200 см³. В течение сезона 1951 г. Попов регулярно участвовал на нем в рекордных заездах, постоянно наращивая достигнутые скорости. Ввиду отсутствия других специально сконструированных рекордных автомобилей того же класса соперников у него фактически не было, и с июля по октябрь того года он установил восемь всесоюзных рекордов скорости как на коротких, так и на длинных дистанциях. Наивысшая достигнутая скорость составила 132,023 км/ч (дистанция 50 км).

В 1952 г. после введения новой классификации "Шахтер" стал относиться к классу 5 (до 1100 см³) – по-видимому, Попов уменьшил рабочий объем двигателя, – однако скоростные качества автомобиля были недостаточны, чтобы превысить введенные в том году новые рекордные нормативы.

Масса, кг: 
сухая?
снаряженная600
полная?
Двигатель: 
Марка и модель"Москвич-400"
Компоновкарядный
Число цилиндров4
Число тактов4
Клапанный механизмSV
Диаметр цилиндра, мм70,7
Ход поршня, мм74,3
Рабочий объем, см³1167
Степень сжатия7,2
Мощность, л. с. (при об/мин)30 (3600)
Расположениепереднее
Марка и модель карбюратораК-25
Число карбюраторов2
Число передач3
Шассилонжеронная рама
Габаритные размеры, мм: 
Длина4650
Ширина1350
Высота800
Колея передних колес, мм1105
Колея задних колес, мм1168
База, мм2340
Тип передних тормозовбарабанные
Тип задних тормозовбарабанные
Передние шины5,00-16″
Задние шины5,00-16″
Передняя подвесканезависимая, пружинная
Задняя подвесказависимая, рессорная
Объем топливного бака, л15

← Советские рекордные автомобили