фото 1
фото 2

"Звезда-3", "-3М"

Капитально переработанный в 1948 г. вариант предыдущей модификации "Звезда-2", созданной годом ранее. Главным ее отличием стал новый двигатель 3П конструкции А. И. Пельтцера – двухтактный с П-образной продувкой, являвшийся дальнейшим развитием немецких двигателей DKW, применявшихся на прежних модификациях "Звезда-1" и "Звезда-2". По сравнению с ними новый двигатель имел бóльшую мощность при не столь высокой степени сжатия. Для наддува горючей смеси использовался нагнетатель коловратного типа. Система водяного охлаждения была выполнена с возможностью включения в нее как радиатора (для заездов на длинные дистанции), так и бака с водой емкостью 25 л (для коротких дистанций). Поскольку автомобиль стартовал исключительно на коротких дистанциях, использовался только второй вариант. В отличие от предыдущих модификаций, двигатель был перенесен в пределы колесной базы и установлен продольно непосредственно за местом гонщика, будучи сблокированным в один агрегат с трансмиссией. Коробка передач, сцепление и главная передача были изготовлены с использованием серийных деталей от мотоцикла М-72 и легкового автомобиля "Москвич-400". Изменившаяся компоновка потребовала некоторого увеличения колесной базы (на 90 мм). Были применены новая пружинная задняя подвеска и скоростные шины разработки НИИШП уменьшенного размера. Форма кузова в основном не изменилась по сравнению с предыдущими модификациями, за исключением обтекателя за местом гонщика (фото 1). Общая масса автомобиля по сравнению со "Звездой-2" заметно снизилась.

В августе 1949 г. "Звезда-3" под управлением Андрея Понизовкина установила два всесоюзных рекорда скорости, причем первый из них – 164,158 км/ч – впервые превысил довоенный всесоюзный рекорд скорости, а второй – 172,827 км/ч – перекрыл международный рекорд (169,2 км/ч).

В конце 1949 – начале 1950 г. конструкция автомобиля была в очередной раз переработана (фото 2). Новая модификация с индексом "Звезда-3М" в основном предназначалась для заездов на длинные дистанции, и оттого основное внимание было уделено повышению надежности работы основных агрегатов при одновременном снижении массы. "Звезда-3М" получила новый, более совершенный нагнетатель, зажигание от магнето вместо батарейного на "Звезде-3", установленный спереди радиатор, рулевое управление от ГАЗ-20, независимую свечную подвеску передних колес с фрикционными амортизаторами, два больших топливных бака общим объемом 50 л. Летом 1950 г. Павел Баранов установил на "Звезде-3М" три всесоюзных рекорда на дистанции 50 км. Автомобиль был также способен показывать высокие результаты и на коротких дистанциях: так, 15 октября 1950 г. Юрий Кароль развил скорость 205,011 км/ч на дистанции 1 км со стартом с хода (упомянутый результат как официальный рекорд засчитан не был, так как был показан во время испытаний). В 1951 г. конструкторская группа А. И. Пельтцера была переведена в НАМИ, где продолжила работу над совершенствованием "Звезды-3М".

 "Звезда-3""Звезда-3М"
Масса, кг: 
сухая470510
снаряженная540?
полная??
Двигатель:  
Марка и модель
Компоновкарядныйрядный
Число цилиндров44
Число тактов22
Клапанный механизм
Диаметр цилиндра, мм39,539,5
Ход поршня, мм69,569,5
Рабочий объем, см³342342
Степень сжатия8,58,5
Мощность, л. с. (при об/мин)54 (6500)50 (6500)
Расположениезаднеезаднее
Марка и модель карбюратораК-27К-27
Число карбюраторов11
Число передач44
Шасситрубчатая лонжеронная раматрубчатая лонжеронная рама
Габариты, мм:  
Длина42004250
Ширина17001750
Высота720750
Колея передних колес, мм11051105
Колея задних колес, мм900900
База, мм21502150
Тип передних тормозовбарабанныебарабанные
Тип задних тормозовбарабанныебарабанные
Передние шины5,00-16″5,00-16″
Задние шины5,00-16″5,00-16″
Передняя подвесканезависимая, пружиннаянезависимая, пружинная
Задняя подвесканезависимая, пружиннаянезависимая, пружинная
Объем топливного бака, л?2×25

← Советские рекордные автомобили