"Эстония-16М"Основной советский гоночный автомобиль начала 1970-х гг., созданный на ТОАРЗ в качестве замены модели "-16", не отвечавшей требованиям новой международной формулы 3 (всесоюзной формулы 2). Конструктор – К. Кеель. Несмотря на схожие индексы, модели "-16" и "-16М" не имели практически ничего общего – от "Эстонии-16" неизменным остался по сути лишь рулевой механизм. Основу конструкции составляла пространственная рама из хромансилевых труб диаметром 28 и 20 мм с кузовными панелями из стеклопластика. Колеса – литые, из магниевого сплава. Подвеска передних колес была практически без изменений взята от модели "-9М". Тормозная система – двухконтурная, с раздельным приводом для передних и задних колес. Тормоза всех колес – дисковые. В задней части автомобиля, над капотом двигателя, устанавливался масляный радиатор. Коробка передач – пятиступенчатая, созданная на базе серийной КПП от ЗАЗ-968. В стандартном заводском варианте "Эстония-16М" имела двигатель "Москвич-412", который, согласно требованиям международной формулы 3, имел ограничительную шайбу (рестриктор) с отверстием диаметром 20 мм, через которое проходил весь поступающий в систему питания воздух. По сравнению с моделью "-16", такого рестриктора не имевшей, это снизило мощность на 10-15 л. с. Первый образец модели "-16М" (фото 1) был изготовлен в 1970 г., и в конце того же года началось серийное производство (фото 2), продолжавшееся до 1974 г. Серийные образцы (фото 3) практически не отличались от первого опытного. Всего было изготовлено 106 экземпляров этой модели. Большая часть автомобилей "Эстония-16М" была выведена из эксплуатации во второй половине 1970-х гг., однако отдельные экземпляры использовались в гонках до 1982-1983 гг. В общей сложности гонщиками, выступавшими на "-16М", было завоевано пять золотых, три серебряные и семь бронзовых медалей чемпионатов СССР. На основе конструкции "-16М" впоследствии были разработаны модели "-17", "-18" и "-18М". Данных о сохранившихся до настоящего времени автомобилях "Эстония-16М" нет. Индивидуально модернизированные автомобилиОсновным способом модернизации автомобилей "Эстония-16М" являлась установка иных двигателей, нежели "Москвич-412", которыми они оснащались в стандартном заводском исполнении. Связано это было с применением их не только в национальной формуле 2, но также и в формулах 1 и 3. Для участия в национальной формуле 1 устанавливались двигатели ГАЗ-21 или ГАЗ-24 (2445 см3); отдельные гонщики, располагавшие двигателями зарубежного производства ("Ford", FIAT), также устанавливали их на шасси "-16М". Для формулы 3 использовались в основном двигатели ВАЗ-2101 (1198 см3). Наконец, производились и замены двигателей в рамках формулы 2 на ВАЗ-2103 (1451 см3). Отдельно следует упомянуть автомобиль, на котором в 1971-1974 гг. выступал В. Греков, а в 1975 – А. Филиппович (фото 4). Он имел двигатель "Wartburg", формально по рабочему объему (992 см3) подходивший под требования формулы 3, но тем не менее использовался в основном в гонках формулы 2. Одним из главных конструктивных недостатков "Эстонии-16М" являлась неудачная организация воздушного потока, проходившего через водяной радиатор, что в ряде случаев приводило к ожогам близко расположенных ног гонщика. В связи с этим на некоторых автомобилях в верхней части обтекателя прорезались отверстия для отвода прошедшего через радиатор горячего воздуха. Таким образом были модернизированы, например, автомобили С. Гесса-де-Кальве (фото 5) и М. Балезина (фото 6). На автомобиле А. Долбиша в 1973 г. водяные радиаторы были также смонтированы по сторонам кокпита, а носовой обтекатель получил клиновидную форму (фото 7). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
← Советские гоночные автомобили |