"Эстония-18", "-18М"Гоночный автомобиль международной формулы "Восток" (национальной формулы 3). Конструктор – К. Кеель. По конструкции "Эстония-18" была почти идентична модели "-16М". Основные отличия от нее заключались в размещении топливных баков снаружи вдоль бортов кокпита вместо одного бака внутри рамы, двигателе ВАЗ-2101 (1198 см³) вместо двигателя "Москвич-412" и четырехступенчатой коробке передач вместо пятиступенчатой. Мощность двигателя у стандартного автомобиля составляла 64, позже 67 л. с., однако некоторые гонщики путем тщательной доводки достигали мощности 70-71 л. с. Опытный образец "Эстонии-18" (фото 1) появился в 1972 г., а в 1973 началось мелкосерийное производство. Серийные автомобили (фото 2) не отличались от опытного образца. Отпускная цена полностью укомплектованного автомобиля составляла 5600 р. В 1976 г. началось производство усовершенствованной модификации "-18М" (фото 3), имевшей радиаторы по бокам кокпита и клиновидную носовую часть и оснащенной двигателем ВАЗ-21011, по своему рабочему объему (1294 см³) практически идеально соответствовавшим техническим требованиям формулы "Восток". Производство "Эстонии-18М" продолжалось по 1977 г. включительно; общий объем выпуска обеих модификаций составил 128 (по другим данным – 112) автомобилей. В гонках отдельные экземпляры использовались до начала 1980-х гг. Гонщики, выступавшие на "-18" и "-18М", завоевали шесть золотых, семь серебряных и семь бронзовых медалей чемпионатов СССР. До настоящего времени сохранилось семь или восемь автомобилей "Эстония-18" и "18М", один из которых радикально переделан для участия в гонках "Moscow Classic Grand Prix" и вследствие этого утратил историческую ценность, а остальные принадлежат автомобильным музеям и коллекционерам и ныне проходят капитальную реставрацию. Индивидуально модернизированные автомобилиСамостоятельно выполнявшиеся модернизации автомобилей "Эстония-18" и "-18М" можно отнести к следующим основным направлениям. 1. Замена двигателей. С началом производства двигателей ВАЗ-21011 в 1974 г. распространенным явлением стала их установка на автомобили "Эстония-18" взамен стандартных ВАЗ-2101. Для участия в гонках формулы 2 (с 1977 г. – формулы 3) применялись двигатели "Москвич-412", ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106. 2. Использование антикрыльев стало распространенным явлением в конце 1970-х гг., когда возросшие мощности двигателей потребовали улучшения контакта автомобиля с дорогой. Как правило, применялись только задние антикрылья, как, например, на автомобиле М. Балезина в 1978 г. (фото 4). 3. Установка самодельных передних обтекателей. Так, например, в 1977 г. на автомобиле В. Грекова (фото 5) использовался широкий обтекатель, закрывавший переднюю подвеску и частично колеса. Иллюстрацией другого подхода могут послужить автомобили Р. Сарапа (фото 6) и Т. Напы (фото 7) в 1976 г., в которых было применено решение, очевидно, позаимствованное от гоночных автомобилей формулы 1 "Brabham": установка водяных радиаторов по бокам носового обтекателя, впереди передних колес. 4. Интенсивная модернизация, включавшая в себя все перечисленные выше способы, но не ограничивавшаяся ими. Характерными примерами являются автомобили А. Катенева (фото 8) и В. Пиртниекса (фото 9), использовавшиеся в 1981-1983 и 1981-1984 гг. соответственно. На автомобиле А. Катенева было установлено заднее антикрыло, верхняя часть кокпита от "Эстонии-19" и самодельные боковые понтоны. Конструкция В. Пиртниекса, помимо этого, имела передние антикрылья, а по бокам кокпита были размещены аэродинамические профили для создания "эффекта земли". Необходимость столь радикальных переделок диктовалась, очевидно, невозможностью на автомобилях в стандартном исполнении конкурировать с более современными моделями "Эстония-19" и "-20". 5. Один из автомобилей "Эстония-18М" в 1977 г. был приспособлен переделан в харьковском автомотоклубе ДСО "Трудовые резервы" для рекордных заездов на короткие дистанции со стартом с места (фото 10). На него был установлен двигатель ГАЗ-21, ранее применявшийся на рекордно-гоночном автомобиле К-5000. Рабочий объем этого двигателя был увеличен до 3120 см³, применена система смазки с сухим картером, установлены два карбюратора и турбонагнетатель. Для предельного уменьшения массы были демонтированы аккумулятор, генератор, стартер, бензонасос и некоторые другие детали и агрегаты. При этом зажигание осуществлялось от авиационного магнето, топливо поступало самотеком из небольшого бака над двигателем, а для запуска двигателя автомобиль тянули на буксире. Переоборудованная таким образом "Эстония-18М" предназначалась для заездов в классе 9 (до 5000 см³) и поэтому иногда обозначается в литературе традиционным для автомобилей Капшеева индексом К-5000; соответствующая надпись имелась и на носовом обтекателе автомобиля. В октябре 1977 г. Капшеев на "Эстонии-18М" установил всесоюзный рекорд в классе 9 на дистанции 0,5 км со стартом с места. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
← Советские гоночные автомобили |