"Эстония-19"Основная модель гоночного автомобиля в СССР во второй половине 1970-х гг. Конструктор – Р. Сийм при участии Э. Гриффеля. Шасси – пространственная рама из труб с навесными кузовными панелями из стеклопластика. Впервые в практике ТОАРЗ гоночный автомобиль изначально проектировался с клиновидной носовой частью и радиаторами по бокам кокпита (в отличие от моделей "-17" и "-18М"). Характерной особенностью являлось также отсутствие прозрачного щитка в передней части кокпита – форма обтекателя была рассчитана таким образом, чтобы отражать воздушный поток вверх и в стороны от лица гонщика. За счет активного использования титановых сплавов и сокращения толщины массивных элементов конструкции масса снизилась по сравнению с моделью "-18" на 60 кг. Тормоза всех колес – дисковые, причем задние вынесены к главной передаче. Стандартный заводской вариант оснащался двигателем ВАЗ-21011 (1294 см3), подготовленным согласно требованиям формулы "Восток". Мощность автомобилей, выпускавшихся ТОАРЗ, составляла 78 л. с., однако некоторые гонщики путем тщательной самостоятельной настройки поднимали мощность примерно до 90 л. с. Использовался картер коробки передач и главной передачи ЗАЗ-968. Первый опытный образец модели "-19" (фото 1) был построен весной 1975 г. и в том же году испытан в гонках. Выступая на нем, Э. Гриффель завоевал звание чемпиона СССР. Испытания продолжились в следующем сезоне, в котором автомобиль был оснащен передним и задним антикрыльями (фото 2). Серийное производство началось в 1977 г., когда была выпущена первая партия из пятнадцати автомобилей (цена была установлена равной 5600 р.). Следует отметить, что, несмотря на успешные испытания аэродинамических элементов в 1976 г., серийные автомобили таковых не имели (фото 3). Производство автомобилей "Эстония-19" продолжалось до 1980 г.; всего было изготовлено 166 экземпляров данной модели. В гонках они использовались по 1986 г. включительно. Всего на них было завоевано четыре золотых, две серебряных и три бронзовых медали чемпионатов СССР. Известно о нескольких сохранившихся автомобилях "Эстония-19", однако все они на данный момент находятся в плохом состоянии и требуют капитальной реставрации. Индивидуально модернизированные автомобилиКак было отмечено выше, стандартный заводской вариант модели "-19" имел двигатель ВАЗ-21011 и относился к формуле "Восток" (его технические характеристики даны в таблице). Для выступления в классе формула 3 автомобили силами клубов и гонщиков оснащались двигателями большего рабочего объема, в первую очередь ВАЗ-2106. Модернизированные таким образом "Эстонии-19" внешне можно было отличить по четырем горизонтальным впускным патрубкам карбюраторов "Weber", широко применявшихся в национальной формуле 3. Мощность двигателей в этом классе составляла около 140 л. с. Значительное повышение мощности требовало улучшения сцепления колес с дорогой, что в условиях дефицита специальных гоночных шин могло быть решено только увеличением прижимающей силы. Этот вопрос – хотя и в меньшей степени – был актуален и для формулы "Восток". В связи с этим подавляющее большинство автомобилей "Эстония-19" было оснащено разнообразными аэродинамическими элементами. 1. Установка антикрыльев. Единого общепринятого решения, основанного на строгих расчетах, здесь не существовало, и разнообразие вариантов было весьма значительным. Так, переднее антикрыло могло быть как цельным (фото 4), так и состоять из двух частей по бокам носового обтекателя (фото 9). Задние антикрылья чаще всего монтировались над коробкой передач (фото 5), но известны и случаи, когда антикрыло располагалось в средней части автомобиля, у задней стенки кокпита (фото 6). 2. Переделка носового обтекателя. Существовали автомобили с широкими носовыми обтекателями, закрывавшими передние колеса (фото 7). Было распространено и зауживание стандартных обтекателей (фото 8). Подобные переделки, как правило, сочетались с установкой антикрыльев. 3. Использование "эффекта земли". На отдельных автомобилях "Эстония-19" были смонтированы боковые аэродинамические профили: например, автомобиль П. Коска в 1980 г. (фото 9). При этом они также, как правило, имели полноразмерные антикрылья. 4. Полная замена кузовных панелей на самодельные. Наиболее радикальный способ модернизации, который мог включать в себя все три перечисленных выше способа улучшения аэродинамических свойств. Из самодельных кузовов следует отметить, например, автомобили А. Медведченко (фото 10) и И. Рукутса (фото 11). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
← Советские гоночные автомобили |