фото 1
фото 2
фото 3
фото 4
фото 5

"Эстония-21"

Возможно, первый в социалистических странах гоночный автомобиль, использовавший "эффект земли" для создания прижимающей силы (вопрос о приоритете МАДИ-052 в этой области пока остается открытым). В различных источниках встречаются также обозначения "-20М" и "-20X" ("икс"). Конструктор – Р. Сарап – при проектировании взял за образец "Lotus-81", чертежами которого, по всей видимости, располагал. Основу конструкции составляла пространственная рама из труб диаметром 32 мм c дополнительной рамой из труб диаметром 22 мм сзади, на которой укреплены двигатель и трансмиссия. Стеклопластиковые кузовные панели были выклеены вручную и имели достаточно большую массу. Тормоза всех колес – дисковые, сзади вынесенные к главной передаче. Упругие элементы подвески передних колес размещены внутри носового обтекателя, а задних – вынесены к главной передаче. В боковых понтонах позади радиаторов размещались профили в форме перевернутого крыла, при протекании воздуха под которыми создавалось разрежение, прижимавшее автомобиль к дороге. Боковины имели снизу уплотнители в виде эластичных шторок (они были установлены позднее, так как ранее не был ясен вопрос о допустимости применения этих запрещенных ФИА в 1981 г. элементов в национальных формулах). Автомобиль строился для участия в гонках формулы "Восток" и имел поэтому двигатель ВАЗ-21011 (1294 см³) с минимальными изменениями. Коробка передач и главная передача базировались на деталях ЗАЗ-968; была предусмотрена возможность быстрой смены шестерен для подбора наилучшей комбинации передаточных чисел при настройке под конкретную трассу.

Работа над проектом была начата в 1980 г., а постройка автомобиля была завершена летом того же года. На "Эстонии-21" выступал сам Сарап, в 1982 г. завоевавший бронзовую медаль чемпионата СССР. Конструкция автомобиля оставалась практически неизменной, за исключением смены задних антикрыльев в поисках оптимального решения. Здесь представлена "Эстония-21" в 1980 (фото 1), 1981 (фото 2), 1984 (фото 3), 1985 гг. (фото 4). Наиболее радикальная модернизация была предпринята в 1985 г. – установка двигателя ВАЗ-2106 для участия в гонках формулы 3 (в таблице приведены технические характеристики только варианта формулы "Восток"). После окончания сезона 1985 г. автомобиль в гонках не участвовал и в 1986 г. был продан в Украинскую ССР, предположительно в Харьков.

Построенная в единственном экземпляре "Эстония-21" послужила прототипом для моделей "-21М" и "-21.10", серийно выпускавшихся ТОАРЗ в 1985-1991 гг. Как единое целое до настоящего времени она не сохранилась, однако все оставшиеся от нее детали и узлы были установлены на серийное шасси "21М"; воссозданная таким образом "Эстония-21" экспонируется в Эстонском музее авто- и мотоспорта (фото 5).

Масса, кг: 
сухая?
снаряженная435
полная?
Максимальная скорость, км/ч205
Двигатель: 
Марка и модельВАЗ-21011
Компоновкарядный
Число цилиндров4
Число тактов4
Клапанный механизмOHC
Диаметр цилиндра, мм79
Ход поршня, мм66
Рабочий объем, см³1294
Степень сжатия?
Мощность, л. с. (при об/мин)85 (7000)
Расположениезаднее
Марка и модель карбюратора?
Число карбюраторов1
Число передач4
Шасситрубчатая пространственная рама
Габариты, мм: 
Длина?
Ширина?
Высота?
Колея передних колес, мм1470
Колея задних колес, мм1435
База, мм2400
Тип передних тормозовдисковые
Тип задних тормозовдисковые
Передние шины195-13"
Задние шины235-13"
Передняя подвесканезависимая, пружинная
Задняя подвесканезависимая, пружинная
Объем топливного бака, л35

← Советские гоночные автомобили