"Эстония-21М", "-21.10"Основной гоночный автомобиль СССР конца 1980-х – начала 1990-х гг. Модель "-21М" была практически идентична по конструкции прототипу "Эстония-21" Р. Сарапа, отличаясь в незначительных деталях. Первый экземпляр "Эстонии-21М" в 1983 г. получил Т. Напа (фото 1). К сезону 1984 г. были изготовлены еще три образца. Эти четыре предсерийных автомобиля предназначались для членов национальной сборной (помимо Напы, на них выступали также Т. Асмер, А. Соотс и У. Пылд) и поэтому изготавливались вручную, с широким использованием легких сплавов. В результате их масса снизилась на 15 кг по сравнению с прототипом Сарапа – до 420 кг. В 1985 г. ТОАРЗ начал серийное производство модели "-21М", но при этом легкие сплавы производстве практически не использовались в силу их дефицита и сложности обработки. Как следствие, масса серийных экземпляров (фото 2) составляла в среднем 460 кг. В то же время изготовление автомобилей для членов сборной продолжалось по-прежнему в индивидуальном порядке. Все выпускавшиеся автомобили относились к формуле "Восток"; по мере либерализации ее технических требований мощность двигателей (ВАЗ-21011, ВАЗ-2105) постепенно росла – от 90-95 л. с. в начале 1980-х гг. до 110-115 л. с. в конце 1980-х. В 1987 г. ТОАРЗ перешел на выпуск усовершенствованной модификации "-21.10" (фото 3). Изменения коснулись в основном передней и задней подвески; помимо этого, задние дисковые тормоза были перемещены от главной передачи в колеса. Предпринятые усовершенствования позволили несколько снизить массу автомобилей по сравнению с моделью "-21М". Цена составляла 10530 р., а с дополнительным комплектом дождевых шин – 11460 р. Изготовление автомобилей для членов сборной СССР, как и ранее, велось индивидуально. Производство продолжалось до 1991 г. Общий объем выпуска обеих модификаций составил 295 штук, что делает модель "-21М"/"-21.10" наиболее массовым среди всех гоночных автомобилей производства ТОАРЗ. Всего на этих автомобилях было выиграно четырнадцать золотых, четырнадцать серебряных и двенадцать бронзовых медалей чемпионатов СССР. После распада СССР автомобили "-21М" и "-21.10" продолжали использоваться в национальном автоспорте бывших союзных республик до конца 1990-х гг.; несколько экземпляров было продано в Польшу и Финляндию. Ныне они участвуют в гонках исторических автомобилей в Прибалтике, Польше и Германии, а также экспонируются в различных музеях. Индивидуально модернизированные автомобилиКак и в случае с предыдущими моделями "-19" и "-20", серийно производившиеся автомобили "Эстония-21М" и "-21.10" относились к формуле "Восток", поэтому для подготовки их к участию в гонках более мощных классов (формулы 3, "Мондиаль", 1600) требовалась самостоятельная установка соответствующим образом подготовленных двигателей большего рабочего объема (ВАЗ-2106, ВАЗ-21083, "Volkswagen-Golf GTI 1.6"). В некоторых случаях демонтировались боковые аэродинамические профили – например, на автомобиле А. Потехина (фото 4) или автомобиле, переделанном в Белорусском политехническом институте (фото 5). Большинство таких случаев связано с неподтвердившимися слухами, появившимися в 1987 г., о грядущем запрете использования "эффекта земли" и обязательном применении автомобилей с гладким днищем. В 1988-1991 гг. на автомобиле с боковыми понтонами без аэродинамических профилей, сделанными по образцу британских "Reynard", выступал Б. Эйландт (фото 6). В описанных выше случаях часто для компенсации потери прижимающей силы устанавливались передние антикрылья. Отдельно следует отметить автомобиль А. Пономарева 1986 г., для которого на ВАЗ был изготовлен монокок, полностью взаимозаменяемый со стандартной рамой из труб (фото 7). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
← Советские гоночные автомобили |