фото 1
фото 2
фото 3
фото 4
фото 5

"Эстония-3"

Первый советский гоночный автомобиль, выпускавшийся серийно (конструкторы – А. Сейлер и В. Паазик). Являлся дальнейшим развитием модели "-1" и в целом повторял заложенные в нее конструкторские решения: пространственная рама из труб, заднее расположение двигателя, независимая подвеска всех колес. Основным отличием от "Эстонии-1" была конструкция задней подвески: вместо поперечной рессоры использовались пружины. В главной передаче отсутствовал дифференциал. Также была существенно облегчена рама. Мотоциклетный двигатель ИМЗ-М52С подвергся более интенсивной форсировке, чем на "Эстонии-1" (35 л. с. против 30). Коробка передач также была взята от ИМЗ-М52С. Колеса – тангентные, мотоциклетного типа.

Первый образец "Эстонии-3" (фото 1) был построен в 1959 г. – вначале на нем выступал В. Паасик, а в 1960 – Э. Гриффель. В конце 1960 г. ТОАРЗ получил заказ от ЦК ДОСААФ на изготовление партии автомобилей "Эстония-3" и до 1962 г. выпустил 36 экземпляров (серийный образец представлен на фото 2). Они участвовали в гонках до конца 1967 г. (по меньшей мере один автомобиль под управлением А. Аболкалнса стартовал в 1968 г.), являясь основной моделью класса 500 см³ в СССР (1960-1963 – формула 3, 1964-1967 – формула 4). В общей сложности во всесоюзных чемпионатах на них было выиграно шесть золотых, семь серебряных и семь бронзовых медалей.

В настоящее время единственный сохранившийся экземпляр "Эстонии-3" восстановлен до первоначального состояния и поставлен на ход "Мастерской Шаманского" (фото 3).

Индивидуально модернизированные автомобили

Самостоятельная модернизация автомобилей "Эстония-3" не была массовым явлением и происходила лишь в отдельных случаях. Так, в 1962 г. Э. Гриффель выступал на автомобиле с чехословацким двигателем ESO-500; позже (в 1964-1965 гг.) В. Аксионайтис установил на свой автомобиль двигатель с системой впрыска топлива. Известно также о случаях радикальной модернизации, имевшей целью участие в гонках "старших" классов. В 1964 г. ленинградский спортсмен А. Гулер выступал в национальной формуле 1 на переделанной "Эстонии-3" с двигателем "Москвич-407" (1358 см3), расположенным спереди радиатором и колесами от легкового автомобиля (фото 4). В 1962 г. как минимум одна "Эстония-3" получила двигатель "Wartburg" (992 см3) и 13-дюймовые колеса для участия в гонках формулы "Юниор" (фото 5).

Масса, кг: 
сухая260
снаряженная300
полная?
Двигатель: 
Марка и модельИМЗ-М52С
Компоновкаоппозитный
Число цилиндров2
Число тактов4
Клапанный механизмOHV
Диаметр цилиндра, мм68
Ход поршня, мм68
Рабочий объем, см³496
Степень сжатия6,6
Мощность, л. с. (при об/мин)36,5 (7500)
Расположениезаднее
Марка и модель карбюратораК-95
Число карбюраторов1
Число передач4
Шасситрубчатая пространственная рама
Габаритные размеры, мм: 
Длина3400
Ширина1340
Высота790
Колея передних колес, мм1200
Колея задних колес, мм1100
База, мм2200
Тип передних тормозовбарабанные
Тип задних тормозовбарабанные
Передние шины3,25-16″
Задние шины3,25-16″
Передняя подвесканезависимая, на поперечной рессоре
Задняя подвесканезависимая, пружинная
Объем топливного бака, л25

← Советские гоночные автомобили