"Эстония-9", "-9М"Автомобиль международной формулы 3 конструкции П. Вельбри и А. Сейлера. Шасси – пространственная рама из хромансилевых труб диаметром 28 мм; кузовные панели (впервые в практике ТОАРЗ) были изготовлены из стеклопластика (первый опытный образец имел кузов из стального листа). Подвеска передних колес – независимая, выполненная по схеме, опробованной на экспериментальном автомобиле "Эстония-12": с верхними двуплечими рычагами, передающими усилие на расположенные внутри кузова пружины и амортизаторы. Задняя подвеска – также независимая, традиционной схемы с наружными пружинами. Тормоза всех колес – барабанные. Колеса – стальные, штампованные. Первые образцы оснащались шинами "Pneumant" производства ГДР, но впоследствии широкое распространение получили шины "Dunlop" (Великобритания). "Эстония-9", как и большинство современных ей автомобилей формулы 3 из стран Восточной Европы, оснащалась двухтактным двигателем "Wartburg-312", по соображениям компоновки расположенным в раме наклонно. В соответствии с техническими требованиями формулы 3 на него устанавливался один карбюратор, а во впускной коллектор была введена шайба-рестриктор с отверстием диаметром 36 мм. В трансмиссии также использовалась узлы "Wartburg-312" – картер коробки передач, главная передача, дифференциал. Шестерни коробки передач – легкосменные. Проектирование "Эстонии-9" было начало осенью 1965 г., а первый опытный образец (фото 1) был построен в марте следующего года – в ходе сезона 1966 г. на нем выступал А. Сейлер (фото 2). К началу сезона 1967 г. было изготовлено еще пять предсерийных образцов, предназначенных для членов национальной сборной. После прохождения в августе 1967 г. государственных приемочных испытаний началось производство "Эстонии-9" мелкими сериями. В целом серийные автомобили (фото 3) практически не отличались от опытного образца, за исключением материала кузова (см. выше) и отсутствия воздухозаборников по бокам носового обтекателя. С 1969 г. изготавливался модернизированный вариант "Эстония-9М" (фото 4), отличавшийся прежде всего конструкцией передней подвески: пружины и амортизаторы были вынесены наружу. Помимо этого, измененная конструкция рамы допускала установку двигателя как наклонно, так и вертикально. Производство продолжалось предположительно до 1971 г., и в общей сложности было изготовлено 39 автомобилей "Эстония-9" и "-9М". В гонках они использовались до середины 1970-х гг.; гонщики, выступавшие на них, выиграли в чемпионатах СССР семь золотых, восемь серебряных и шесть бронзовых медалей. В настоящее время известно о трех сохранившихся автомобилях этой модели: один ("Эстония-9", фото 5) принадлежит Рижскому Мотормузею, другой ("Эстония-9М") – Эстонскому музею авто- и мотоспорта, третий ("Эстония-9М") – "Мастерской Шаманского". Индивидуально модернизированные автомобилиБолее или менее значительные переделки автомобилей "Эстония-9" и "-9М" в целом были достаточно редки. Из них следует отметить: установку дисковых тормозов вместо барабанных (автомобиль Э. Гриффеля в 1968-1972 гг.), увеличение числа карбюраторов для участия в гонках национальной формулы 1 (автомобиль Ю. Андреева в 1969 г. – фото 6 – был оснащен тремя карбюраторами, по одному на цилиндр). Вполне вероятно, что в последние годы использования в гонках автомобилей "-9" и "-9М" на некоторых из них производилась замена двигателей. На фото 7 представлен автомобиль Ю. Винте – предположительно с двигателем ВАЗ-2101. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
← Советские гоночные автомобили |