"Москвич-Г4", "-Г4А", "-Г4М"Гоночный автомобиль конструкции И. А. Гладилина и Л. М. Шугурова, изначально проектировавшийся для национальной формулы "Юниор" (обозначение в конструкторской документации – "Юниор-2"), но впоследствии участвовавший в основном в гонках национальной формулы 1. Отличался заднемоторной компоновкой, при которой коробка передач находилась между двигателем и главной передачей, – решение, обусловленное необходимостью применения агрегатов от серийных автомобилей "Москвич". Также "Москвич-Г4" стал первым автомобилем МЗМА с независимой подвеской всех колес и реечным рулевым управлением. Шасси – пространственная рама из стальных труб диаметром 27 мм с алюминиевыми кузовными панелями. Топливные баки размещались по бокам кокпита. Тормозная система, коробка передач, а также некоторые детали передней подвески были взяты от серийного "Москвича-407". Первоначально автомобиль был оснащен тем же двигателем, что и "Москвич-Г3" в модификации 1962 г.: "Москвич-407" с поршнями с выпуклыми днищами, гоночным распредвалом, четырьмя карбюраторами и горизонтальным распределителем зажигания. Работы по проектированию модели "-Г4" начались в 1962 г., а первые испытания готового автомобиля (фото 1) состоялись в апреле 1963 г. В том сезоне на нем выступал Ю. Чвиров (фото 2). В конце того же года были построены еще два экземпляра этой модели (один из них – на фото 3). В 1965 г. все три автомобиля были оснащены двигателями "Москвич-408" с двумя сдвоенными карбюраторами "Weber-40DCO" и новыми распределительными валами, выпускными системами новой конструкции. Данная модификация получила обозначение "-Г4А" (фото 4). Зимой 1965-1966 гг. один "Москвич-Г4А" получил повреждения во время ипподромных гонок и в следующих трех сезонах в соревнованиях не использовался. На первое шасси в 1966 г. был установлен опытный образец двигателя "Москвич-412" мощностью 92 л. с. (модификация "-Г4М" – фото 5). В 1967-1968 гг., по-видимому, оба находившихся в эксплуатации автомобиля подвергались заменам двигателей с "-408" на "-412" и наоборот в зависимости от класса, в котором они стартовали: формула 5 требовала применения двигателей с нижним расположением распределительного вала, а формула 1 допускала его расположение в головке блока цилиндров. В конце 1968 г. узлы и агрегаты двух экземпляров "-Г4М" были использованы при постройке автомобилей новой модели "-Г5". Третий "Москвич-Г4М" продолжал использоваться в гонках по 1972 г. включительно. В ходе сезона 1969 г. он был оснащен гоночным двигателем "Москвич-412-2В" и новой пятиступенчатой коробкой передач. В дальнейшем, вероятно, на него была установлена модификация этого двигателя рабочим объемом 1,8 л, однако достоверных сведений об этом нет. В общей сложности в 1963-1972 гг. на автомобилях "Москвич-Г4" во всех их модификациях были выиграны три золотые (Ю. Чвиров, 1963; В. Щавелев, 1965; В. Бубнов, 1966), три серебряные (В. Ржечицкий, 1964 и 1965; Н. Казаков, 1972) и две бронзовые (В. Бубнов, 1965; Н. Шевченко, 1969) медали. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
← Советские гоночные автомобили |