фото 1
фото 2
фото 3
фото 4
фото 5
фото 6

"Москвич-Г5", "-Г5М"

Гоночный автомобиль национальной формулы 1 конструкции И. А. Гладилина и М. З. Мильштейна. В целом являлся дальнейшим развитием предыдущей модели "-Г4". Принципиальным отличием от нее являлось изменение общей компоновочной схемы: коробка передач располагалась за задней осью. Несущим элементом конструкции являлась пространственная рама из хромансилевых труб диаметром 27 и 25 мм, на которую устанавливались алюминиевые кузовные панели. Подвеска передних колес в целом не отличалась от применявшейся ранее на "-Г4"; задняя же подвеска была сконструирована заново. "Москвич-Г5", в отличие от предыдущей модели, имел дисковые тормоза с раздельным приводом на передние и задние колеса. Использовалась новая пятиступенчатая коробка передач в блоке с главной передачей, разработанная в рамках проекта "Москвич-ГД1"; ее отличительной особенностью являлось наличие синхронизаторов на четырех высших передачах.

Первый образец модели "-Г5" дебютировал в гонках в конце 1968 г. (фото 1); на нем был установлен форсированный до 92 л. с. двигатель "Москвич-412", аналогичный применявшемуся ранее на "Москвиче-Г4М". Тогда же на Дмитровском полигоне была предпринята неудачная попытка установления на этом автомобиле рекорда скорости на 500 или 1000 м со стартом с места. В следующем сезоне в гонках принимали участие два автомобиля (фото 2). В ходе сезона оба они получили новые гоночные двигатели, имевшие в основе стандартный блок цилиндров и новую головку блока с двумя распределительными валами (известны под обозначением "Москвич-412-2В", так как данный им конструкторами индекс "-413" официально утвержден не был). Двигатели оснащались двумя сдвоенными карбюраторами "Weber-40DCO" и системой свободного выпуска; мощность их составляла 100 л. с. В дальнейшем шло постоянное совершенствование двигателей: так, в 1970 г. за счет повышения степени сжатия, увеличения размеров впускных клапанов и расширения фаз газораспределения мощность поднялась до 112 л. с. В том же году была изменена выпускная система и введен дополнительный задний упор дуги безопасности (фото 3). В 1972 г. был увеличен рабочий объем двигателей до 1840 см³ против 1478 см³ ранее. Также в 1972 г. была расширена колея колес, установлены шины увеличенных размеров, а масляный радиатор, ранее располагавшийся спереди рядом с водяным радиатором, был перенесен назад и размещен над двигателем (фото 4).

В 1974 г. оба автомобиля претерпели радикальную модернизацию, получив полностью новые кузовные панели из стеклопластика, значительно отличавшиеся по своей форме от прежних алюминиевых (фото 5). Модернизированные таким образом автомобили получили обозначение "Москвич-Г5М". Двигатели продолжали использоваться в основном образца 1972 г.; в 1975 г. в одной или двух гонках был использован двигатель "промежуточного" варианта (образца 1971 г.) рабочим объемом 1703 см³. Автомобили "Москвич-Г5М" участвовали в гонках вплоть до исключения формулы 1 из национальной классификации в конце 1976 г. (по непроверенным данным, один из них также принимал участие в нескольких гонках примерно в 1979-1981 гг. под управлением А. Потапова). В общей сложности на всех модификациях модели "-Г5" были выиграны три золотые (В. Ржечицкий, 1969; Ю. Теренецкий, 1972; Н. Казаков, 1973), одна серебряная (Ю. Теренецкий, 1974) и две бронзовые (Ю. Теренецкий, 1973 и 1976) медали чемпионатов СССР.

В 1983 г. оба автомобиля были переданы заводскому музею АЗЛК, в котором экспонировались до закрытия музея в 2009 г.; в настоящее время они являются экспонатами Музея ретро-автомобилей (фото 6).

 1968 г.1969 г.1970 г.1972 г.1974 г.1975 г.
Масса, кг: 
сухая550550550???
снаряженная600600600610580580
полная680680680???
Максимальная скорость, км/ч200200200210210210
Двигатель:      
Марка и модель"Москвич-412""Москвич-412-2В""Москвич-412-2В""Москвич-412-2В""Москвич-412-2В""Москвич-412-2В"
Компоновкарядныйрядныйрядныйрядныйрядныйрядный
Число цилиндров444444
Число тактов444444
Клапанный механизмOHCDOHCDOHCDOHCDOHCDOHC
Диаметр цилиндра, мм82828291,591,588
Ход поршня, мм707070707070
Рабочий объем, см³147814781478184018401703
Степень сжатия9,29,49,89,69,69,6
Мощность, л. с. (при об/мин)92 (5900)100 (5800)112 (6000)124 (6000)124 (6000)117 (6000)
Расположениезаднеезаднеезаднеезаднеезаднеезаднее
Марка и модель карбюратора"Weber-40DCO""Weber-40DCO""Weber-40DCO""Weber-40DCO""Weber-40DCO""Weber-40DCO"
Число карбюраторов222222
Число передач555555
Шасситрубч. простр. раматрубч. простр. раматрубч. простр. раматрубч. простр. раматрубч. простр. раматрубч. простр. рама
Габариты, мм:   
Длина3820382038203820??
Ширина162016201620165016501650
Высота??????
Колея передних колес, мм141514151415144014401440
Колея задних колес, мм139013901390???
База, мм228422842284228422842284
Тип передних тормозовдисковыедисковыедисковыедисковыедисковыедисковые
Тип задних тормозовдисковыедисковыедисковыедисковыедисковыедисковые
Передние шины5,50-13"5,50-13"5,50-13"6,50-13"6,50-13"6,50-13"
Задние шины6,50-13"6,50-13"6,50-13"7,50-13"7,50-13"7,50-13"
Передняя подвесканезависимая, пружиннаянезависимая, пружиннаянезависимая, пружиннаянезависимая, пружиннаянезависимая, пружиннаянезависимая, пружинная
Задняя подвесканезависимая, пружиннаянезависимая, пружиннаянезависимая, пружиннаянезависимая, пружиннаянезависимая, пружиннаянезависимая, пружинная
Объем топливного бака, л404040404040

← Советские гоночные автомобили