фото 1
фото 2

СКЭМ-04А

Универсальное шасси гоночного автомобиля, пригодное для использования в формулах 3, "Мондиаль" и "Восток", разработанное в львовской Специализированной конструкторско-экспериментальной мастерской (СКЭМ) под руководством А. К. Атояна и ставшее первой полностью самостоятельной разработкой предприятия (за исключением силового агрегата и некоторых стандартных комплектующих). В основе конструкции лежала пространственная рама из стальных труб круглого и прямоугольного сечения, усиленная приклепанными дюралюминиевыми панелями, на которой крепились детали кузова из стеклопластика. Первая модификация образца 1988 г. носила индекс 04А/06 (фото 1); ее основной отличительной чертой являлась подвеска передних и задних колес с толкающими штангами ("push-rod") и газонаполненными амортизаторами (при этом задние располагались горизонтально над коробкой передач). В дальнейших модификациях – 04А/07, 04А/08 и 04А/081 – проводились работы по получению оптимальной развесовки и обеспечению удобства эксплуатации и обслуживания автомобиля на трассе. Параллельно на модификации 04А/08 были проведены сравнительные испытания подвесок с тянущими и толкающими штангами, а модификация 04А/081 (фото 2) была оснащена рычагами подвески из труб овального сечения для уменьшения аэродинамического сопротивления. При этом с целью улучшения пассивной безопасности в случае аварии конструкция рычагов обеспечивала их разрушение в расчетном сечении. В зависимости от класса на шасси СКЭМ-04А могли устанавливаться двигатели ВАЗ различного рабочего объема, но фактически при испытаниях и участии в гонках использовались только двигатели ВАЗ-2106 в стандартном варианте. Работы над моделью 04А продолжались по 1990 г. включительно.

Материал подготовлен при содействии А. К. Атояна.

 СКЭМ-04А/06СКЭМ-04А/07, -04А/08, -04А/081
Масса, кг: 
сухая420425
снаряженная??
полная??
Максимальная скорость, км/ч??
Двигатель:  
Марка и модельВАЗ-2106ВАЗ-2106
Компоновкарядныйрядный
Число цилиндров44
Число тактов44
Клапанный механизмOHCOHC
Диаметр цилиндра, мм7979
Ход поршня, мм8080
Рабочий объем, см315681568
Степень сжатия8,58,5
Мощность, л. с. (при об/мин)80 (5400)80 (5400)
Расположениезаднеезаднее
Марка и модель карбюратора??
Число карбюраторов11
Число передач44
Шасситрубчатая пространственная раматрубчатая пространственная рама
Габариты, мм:  
Длина41804170
Ширина17901800
Высота10001000
Колея передних колес, мм15921570
Колея задних колес, мм15501550
База, мм25742570
Тип передних тормозовдисковыедисковые
Тип задних тормозовдисковыедисковые
Передние шины??
Задние шины??
Передняя подвесканезависимая, пружинная, с толкающей штангойнезависимая, пружинная, с толкающей штангой
Задняя подвесканезависимая, пружинная, с толкающей штангойнезависимая, пружинная, с толкающей штангой
Объем топливного бака, л??

← Советские гоночные автомобили