"Победа-Спорт""Победа-Спорт" (название условное; также встречается условное обозначение ГАЗ-СГ1), сконструированная на Горьковском автомобильном заводе в 1950 г. под руководством А. А. Смолина, представляла собой модификацию серийной модели ГАЗ-20, подготовленную для участия в линейных гонках. По конструкции ходовой части и трансмиссии отличия от серийной модели были весьма незначительны (в основном они сводились к установке карданного вала с промежуточной опорой и уменьшению передаточного числа главной передачи). Главные изменения коснулись кузова: высота надстройки уменьшилась на 160 мм, задние двери были ликвидированы, а днище закрывалось гладким поддоном (фото 1). Двигатель также использовался от ГАЗ-20, однако его рабочий объем был увеличен до 2490 см³, повышена степень сжатия, установлены два карбюратора. Воздух к ним подводился через раструбы, выходившие в отверстия в передней кромке капота, – таким способом использовался естественный напор воздушного потока на больших скоростях. В систему смазки был введен масляный радиатор, а также установлен дополнительный масляный бак для доливки масла на ходу. Было изготовлено три автомобиля «Победа-Спорт», один из которых получил удлиненные обтекатели из дюралюминия спереди и сзади, а также закрытые щитками колесные арки (фото 2) и был максимально облегчен по сравнению с двумя другими автомобилями (1200 кг против 1300 и 1400). В линейной гонке чемпионата СССР выступавший на этом автомобиле экипаж М. Метелев – В. Родионов стал победителем, одновременно установив всесоюзные рекорды на дистанциях 50, 100 и 300 км. В рамках тех же соревнований Метелев установил еще два всесоюзных рекорда на дистанции 1 км со стартом с места и с хода. Экипажи на двух других автомобилях "Победа-Спорт" заняли в чемпионате СССР второе и третье места. В 1951 г. обтекаемые кузова получили все три автомобиля "Победа-Спорт". На двигатели двух из них были установлены роторные нагнетатели, два карбюратора заменены одним двухкамерным, увеличен диаметр клапанов. Мощность двигателей увеличилась с 75 до 105 л. с. Третий автомобиль был передан заводом в НАМИ, где получил экспериментальный двигатель с алюминиевой головкой блока цилиндров с верхними впускными и нижними выпускными клапанами. Два заводских автомобиля "Победа-Спорт" приняли участие в рекордных заездах в рамках чемпионата СССР 1951 г., но рекордных результатов не показали. В линейных гонках в 1951-1953 гг. они не участвовали из-за действовавшего в то время запрета на участие в гонках автомобилей с нестандартными кузовами, а с введением в 1952 г. новой классификации рекордных автомобилей перестали участвовать и в рекордных заездах. Примерно в то же время НАМИ передал свою "Победу-Спорт" спортивной секции московского таксопарка № 6. В 1954 г. после снятия запрета на нестандартные кузова автомобиль таксопарка вновь начал участвовать в гонках, причем в 1955 г. он был переделан из закрытого купе в родстер (фото 3). В 1955 г. выставил на чемпионат СССР один автомобиль "Победа-Спорт" и ГАЗ; выступавшие на нем М. Метелев и Э. Васькович выиграли чемпионат. В 1956 г. этот автомобиль был также переделан из купе в родстер (фото 4); экипаж М. Метелев – А. Зверев вновь выиграл на нем всесоюзный чемпионат. В дальнейшем, по-видимому, этот автомобиль в соревнованиях участия не принимал. "Победа-Спорт" из таксопарка № 6 использовалась в гонках до 1962 г. включительно (в 1960-1962 гг. – с двигателем ГАЗ-21), и в 1959 г. на ней Ю. Марков и А. Старовойтов стали вторыми в чемпионате СССР. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
← Советские спортивные автомобили |