фото 1
фото 2
фото 3
фото 4
фото 5
фото 6
фото 7

ЗИЛ-112С

Последняя и наиболее известная конструкция спортивного автомобиля из созданных в лаборатории скоростных автомобилей ЗИЛ. Автомобиль изначально разрабатывался с учетом специфики использования его в кольцевых гонках (ведущий конструктор – В. Ф. Родионов). В конструкции в максимально возможной мере применялись узлы серийной модели ЗИЛ-111, некоторые узлы были взяты от ГАЗ-21. Основу шасси составляла пространственная рама из тонкостенных стальных труб, прошедших термообработку. Кузовные панели были изготовлены из пластмассы и соединены друг с другом при помощи склейки. За прототип при разработке формы кузова, очевидно, была взята модель "Ferrari-250TR" образца 1958 г. Передняя подвеска применена серийная, от ГАЗ-21. Задний мост представлял собой несущую балку типа "Де Дион", редуктор был выполнен отдельно от которой и укреплен на раме; привод колес осуществлялся полуосями с двумя карданными шарнирами каждая. Балка соединялась с рамой четырьмя толкающими штангами и двумя треугольными рычагами; упругими элементами служили пружины. Крепление колес осуществлялось центральными гайками типа "Рудж-Витворт", что обеспечивало возможность их быстрой замены в ходе гонки. Тормоза всех колес – барабанные с гидравлическим приводом, раздельным для передних и задних колес; барабаны были вынесены к главной передаче. Рулевое управление – от ГАЗ-21 с некоторыми изменениями. Двигатель – ЗИЛ-111, форсированный за счет повышения степени сжатия, изменения механизма газораспределения и установки двух четырехкамерных карбюраторов. Коробка передач и сцепление, как и на предыдущих спортивных автомобилях ЗИЛ, были взяты от ЗИС-110. В главную передачу был встроен дополнительный редуктор с легкосменными парами шестерен, позволявший быстро изменять передаточные числа трансмиссии в процессе настройки под конкретную трассу.

Работа над проектом была начата в 1957-1958 гг., а постройка первого экэемпляра ЗИЛ-112С была закончена в 1961 г. Осенью того же года он впервые принял участие в гонках (фото 1). В 1962 г. на нем была предпринята попытка установления рекорда скорости в классе 10 группы I. С этой целью был изготовлен обтекаемый одноместный кузов с прозрачным фонарем, закрывавшим место гонщика (фото 2), а также алюминиевый поддон под днище кузова для облегчения протекания воздуха под ним. Заезды, проведенные в июле 1962 г. на озере Баскунчак, не увенчались успехом, после чего обтекаемый кузов был снят с шасси и вскоре списан за ненадобностью. В кольцевых гонках сезона 1962 г. ЗИЛ-112С стартовал вместе с гоночными автомобилями формулы 2 (свободной).

В 1963 г. был построен второй экземпляр ЗИЛ-112С, отличавшийся от первого дисковыми тормозами всех колес, наличием дуги безопасности за местом водителя, креплением колес пятью обычными гайками и коробчатой формой воздухозаборника на капоте вместо полукруглой (фото 3). Тогда же дугу безопасности получил и автомобиль №1. В том сезоне В. Галкин, выступая на ЗИЛ-112С №1, стал бронзовым призером чемпионата СССР в группе В. В 1964 г. после ограничения рабочего объема двигателей спортивных автомобилей 3000 см³ ЗИЛ-112С участвовали в гонках в формуле 5 (свободной) вместе с более легкими, хотя и менее мощными гоночными автомобилями. С целью максимального снижения массы с автомобилей были демонтированы выхлопные трубы, запасные колеса, часть электрооборудования и т. д. На шасси №1 в 1964 г. был установлен двигатель ГАЗ-13, форсированный до 200 л. с.; внешне это выразилось в отсутствии труб выпускной системы по бокам (фото 4). В сезоне 1964 г. Г. Жарков завоевал бронзовую медаль всесоюзного чемпионата на шасси №2. В следующем году на ЗИЛ-112С №2 был установлен опытный образец двигателя ЗИЛ-114 мощностью 260-270 л. с. Г. Жарков на этом автомобиле в 1965 г. стал чемпионом СССР в формуле 5. По непроверенным данным, в 1967 г. оба автомобиля получили серийные двигатели ЗИЛ-114 мощностью 300 л. с. В 1967-1970 гг. на ЗИЛ-112С Н. Ждановым (на №2), В. Богатовым (на №1) и Н. Разинчевым (на №1) были установлены три всесоюзных рекорда скорости в классе 10 на дистанции 500 м со стартом с места. Помимо этого, в 1969 г. один ЗИЛ-112С (№1) под управлением В. Богатова был заявлен на чемпионат СССР в классе формула 1 (фото 5), однако достигнуть хороших результатов ему не удалось.

В начале 1977 г. оба ЗИЛ-112С были проданы рижскому клубу антикварных автомобилей (ААК). Силами клуба была произведена реставрация экземпляра №2, в ходе которой автомобиль получил фары, а также детали, изначально отсутствовавшие или не соответствовавшие изначальным (декоративные колпаки колес, решетку радиатора, лобовое стекло). Кроме того, автомобиль был выкрашен в ярко-красный цвет вместо традиционной бело-голубой окраски заводской команды (фото 6). С 1989 г. этот автомобиль является экспонатом Рижского Мотормузея. Позже он был перекрашен в белый цвет и в таком виде экспонируется в музее в настоящее время (фото 7). ЗИЛ-112С №1 вскоре после покупки его клубом серьезно пострадал в аварии в ходе пробного заезда в Бикерниеки. Ремонт его произведен не был и, хотя в 1989 г. он также был передан в Мотормузей, никогда там не экспонировался. В 1993 г. этот автомобиль был продан частному коллекционеру и в настоящее время находится в Швеции, ожидая полноценной реставрации.

 1961 г. (№1)1962 г. (рек.)1963 г. (№2)1964 г. (№1)1965 г. (№2)1967 г.
Масса, кг:      
сухая12001130????
снаряженная1400?1400140014501450
полная??????
Максимальная скорость, км/ч260270260?270?
Двигатель:      
Марка и модельЗИЛ-111ЗИЛ-111ЗИЛ-111ГАЗ-13ЗИЛ-114ЗИЛ-114
КомпоновкаV-образныйV-образныйV-образныйV-образныйV-образныйV-образный
Число цилиндров888888
Число тактов444444
Клапанный механизмOHVOHVOHVOHVOHVOHV
Диаметр цилиндра, мм100100100100?108
Ход поршня, мм95959588?95
Рабочий объем, см³598059805980552664006959
Степень сжатия10,510,510,59,3?10,5
Мощность, л. с. (при об/мин)240 (4000)240 (4000)240 (4000)200 (4000)270 (4300)300 (?)
Расположениепереднеепереднеепереднеепереднеепереднеепереднее
Марка и модель карбюратораК-85К-85К-85???
Число карбюраторов222??
Число передач333333
Шасситрубч. простр. раматрубч. простр. раматрубч. простр. раматрубч. простр. раматрубч. простр. раматрубч. простр. рама
Габариты, мм:      
Длина420050004200420042004200
Ширина164016261640164016401640
Высота9151350????
Колея передних колес, мм135013501350135013501350
Колея задних колес, мм135013501350135013501350
База, мм260026002600260026002600
Тип передних тормозовбарабанныебарабанныедисковыебарабанныедисковыедисковые
Тип задних тормозовбарабанныебарабанныедисковыебарабанныедисковыедисковые
Передние шины7,00-16"7,00-16"7,00-16"7,00-16"175-15"175-15"
Задние шины7,00-16"7,00-16"7,00-16"7,00-16"175-15"175-15"
Передняя подвесканезависимая, пружиннаянезависимая, пружиннаянезависимая, пружиннаянезависимая, пружиннаянезависимая, пружиннаянезависимая, пружинная
Задняя подвесказависимая, типа "Де Дион"зависимая, типа "Де Дион"зависимая, типа "Де Дион"зависимая, типа "Де Дион"зависимая, типа "Де Дион"зависимая, типа "Де Дион"
Объем топливного бака, л120120120120120120

← Советские спортивные автомобили