Карта трассы Чайка Украинская ССР

Чайка


Координаты старта-финиша: геодезические СК-42: 50°26′19,6″ с. ш., 30°18′15,1″ в. д.; прямоугольные Гаусса-Крюгера: 5593226, 6308497
Современный адрес: автодром "Чайка" ЦК ОСО Украины; 08130, Украина, Киевская обл., Киево-Святошинский р-н, село Чайки
Официальный сайт: http://www.chayka-ring.com
Расположение трассы Чайка

Конфигурация трассы

Конфигурация трассы

Киевский специализированный комплекс сооружений для автомобильного и мотоциклетного спорта был создан по инициативе республиканского комитета ДОСААФ, так как в Украинской ССР отсутствовали собственные трассы для кольцевых гонок (даже дорожные кольца). Проектные работы начались в конце 1960-х гг., а окончательный проект комплекса был утвержден ЦК ДОСААФ и ФАС СССР в 1971 г. В 1973 г. началось строительство. Первая очередь комплекса – кольцевая трасса и необходимая инфраструктура – была в основном закончена к лету 1975 г., и 27 июня там состоялись первые соревнования – чемпионат Украинской ССР, он же республиканский финал VI Спартакиады по техническим видам спорта. Победителями в них стали: Николай Попов (класс VII), А. Толстопят (класс VIII), Николай Рогожин (класс X). 12 июля того же года трасса впервые приняла этап всесоюзного чемпионата. В последующие годы комплекс пополнился треком для спидвея и картодромом; помимо этого, рядом с трассой расположился учебно-спортивный аэродром ДОСААФ. Примерно тогда же по названию располагавшегося поблизости села Чайки за комплексом закрепилось наименование "Чайка", которое приобрело затем официальный статус.

Чайка стала вторым в СССР (после Бикерниеки в Риге) комплексом сооружений для автомобильного и мотоциклетного спорта. При этом следует отметить, что если (в соответствии с тематикой данного сайта) принимать во внимание только стационарную трассу для кольцевых гонок без учета других сооружений, то здесь Чайка уступает, помимо Бикерниеки, и новому Неманскому кольцу под Каунасом, где первые автомобильные гонки прошли в 1974 г. (полноценный комплекс на основе Неманского кольца начал создаваться в конце 1980-х гг.).

Трасса для кольцевых гонок могла иметь несколько вариантов конфигурации круга, но фактически гонки проводились только на большом кольце; отрезки малого кольца использовались только для прогрева автомобилей и пробных заездов, а также для формирования стартового порядка перед выездом на старт. Большое кольцо имеет следующие параметры. Длина круга составляет 4460 м при минимальной ширине асфальтового покрытия 12 м. В стартовой зоне длиной 290 м ширина равняется 24 м (без учета въезда и выезда из боксов). Рельеф – равнинный, с повышением в юго-западном направлении. В пределах трассы перепад высот достигает 10 м, но крутые подъемы и спуски отсутствуют, так как бóльшая часть круга проходит по насыпи, сглаживающей все мелкие формы рельефа. Все повороты радиусом от 50 до 100 м выполнены профилированными, с поперечным уклоном 2-6%. Отличительной особенностью трассы является так называемый петлевой участок, где направление движения трижды последовательно меняется на противоположное (он получил среди гонщиков название "уши"). На всем протяжении круга трасса была ограждена металлическими отбойниками, находившимися непосредственно по краям асфальтового покрытия. Это ограничило область использования трассы только автомобильными гонками, так как для мотогонок трасса, где совершенно не было зон безопасности в поворотах, являлась мало подходящей. Практически не использовался и мототрек: спидвей в местных спортивных коллективах не культивировался.

Комплекс был спроектирован исходя из международных стандартов, однако на деле обладал рядом существенных недостатков. Асфальтовое покрытие трассы было неровным и волнистым; некоторые опытные гонщики умели использовать эти неровности в качестве дополнительных упоров или ориентиров при прохождении поворотов, но для большинства они создавали лишь трудности при управлении. Площадка для подготовки техники располагалась достаточно далеко от старта. Благоустройство территории после окончания строительства проведено не было, и в первые годы вокруг трассы имелось много участков открытого грунта без растительности и куч щебня. Образовывавшаяся в ходе естественной эрозии пыль с этих участков осаждалась на трассе, заметно ухудшая сцепление колес с асфальтом. Наконец, при трассе полностью отсутствовали трибуны для зрителей, за исключением двух очень небольших по обеим сторонам от судейского здания.

В 1978-1983 гг. на Чайке проводились советские этапы Кубка Дружбы социалистических стран. Во время этапа 1983 г. в аварии погиб польский гонщик Христиан Гроховский, после чего проведение этапов Кубка Дружбы на Чайке было признано небезопасным, и их перевели в Бикерниеки. После этого состояние комплекса, ранее поддерживавшегося в более или менее приемлемом состоянии, стало быстро ухудшаться. Попытки замены и ремонта покрытия привели к тому, что к концу 1980-х гг. на протяжении круга беспорядочно чередовались как минимум три типа асфальта, сильно различавшиеся по своим сцепным свойствам; покрытие при этом оставалось таким же неровным. Постепенно приходили в негодность отбойники и ограждения вокруг трассы. Крайне низким качеством отличались организация гонок и судейство. Практически отсутствовала какая-либо рекламная информация о проводимых соревнованиях, так что зрители на них почти не присутствовали. Однако из-за наличия в стране очень небольшого числа кольцевых трасс этапы чемпионатов СССР и некоторые традиционные гонки ("Киевское кольцо", чемпионаты РСФСР и др.) продолжали проводиться на Чайке вплоть до 1991 г. В 1989 г. в печати упоминалось о реконструкции комплекса, которую должна была произвести некая австрийская фирма. Целью являлось не только превращение комплекса в автодром международного класса, но и придание ему спортивно-туристического характера: строительство бассейнов, теннисных кортов и прочих объектов для активного отдыха. По-видимому, этот замысел не дошел даже до стадии полноценного проекта.

Несмотря на низкое качество покрытия, скорости гонок на Чайке постоянно росли, и в 1990 г. Тойво Асмер на автомобиле "Эстония-21.10" формулы 1600 установил абсолютный рекорд трассы (в период по 1991 г. включительно) – 1 мин 39,28 с, что соответствовало средней скорости 161,72 км/ч.

Всего в 1975-1991 гг. на Чайке состоялись девятнадцать этапов чемпионатов СССР для гоночных автомобилей, пятнадцать – для стандартных автомобилей, один Кубок СССР для стандартных автомобилей и шесть этапов Кубка Дружбы социалистических стран.

Виды трассы, 1975-1983 гг.

Вид на прямую старт-финиш с моста, 1975 г. Вид на прямую старт-финиш с моста, 1976 г. Боксы и судейское здание, 1978 г. Стартовое поле, боксы и судейское здание, 1978 г. Cудейское здание и зрительская трибуна, 1980 г.

Прямая старт-финиш, 1977 г. Прямая старт-финиш, 1979 г. Вид на прямую старт-финиш из боксов, 1981 г. Прямая старт-финиш, 1981 г. Выход из первого поворота, 1978 г.

Выход из первого поворота, 1981 г. Прямая между первым и вторым поворотами, 1975 г. Ответвление малого кольца от большого, 1975 г. Второй поворот большого кольца; на переднем плане – участок малого кольца, 1982 г. Первая петля, 1981 г.

Вторая петля, 1980 г. Вторая петля, 1981 г. Вторая петля, 1982 г. Прямая после третьей петли и вход в шестой поворот, 1982 г. Шестой поворот, 1976 г.

Шестой поворот, 1979 г. Прямая между шестым и седьмым поворотами, 1978 г. Связка седьмого и восьмого поворотов; на переднем плане – примыкание малого кольца, 1979 г. Девятый поворот, 1980 г. Девятый поворот, 1980 г.

Десятый поворот, 1980 г. Выход из десятого поворота на прямую старт-финиш, 1980 г. Участок малого кольца, служивший обычно для формирования стартового порядка гонщиков перед выездом на старт, 1979 г. Малое кольцо, 1980 г. Малое кольцо; на заднем плане – площадка для подготовки автомобилей, 1982 г.

Малое кольцо, 1983 г. Малое кольцо, 1983 г. Подъездная дорога к площадке для подготовки автомобилей, 1981 г. Въезд на площадку для подготовки автомобилей, 1981 г. Площадка для подготовки автомобилей, 1981 г.

Площадка для подготовки автомобилей, 1981 г. Гостиница "Чайка", 1981 г. Площадка перед гостиницей "Чайка", 1980 г. Строящийся мототрек, 1975 г. Въезд на территорию спортивного комплекса, 1979 г.

Виды трассы, 1984-1991 гг.

Вид на прямую старт-финиш с моста, 1985 г. Боксы и судейское здание, 1985 г. Прямая старт-финиш, 1985 г. Награждение победителей гонки на прямой старт-финиш, 1985 г. Стартовое поле, 1984 г.

Прямая старт-финиш, 1985 г. Прямая старт-финиш, 1988 г. Вид на прямую старт-финиш от первого поворота, 1988 г. Выход из первого поворота, 1985 г. Выход из первого поворота, 1987 г.

Второй поворот, 1987 г. Участок трассы перед первой петлей; на заднем плане – вторая петля, 1989 г. Вторая петля, 1985 г. Вторая петля, 1990 г. Вторая петля, 1984 г.

Выход из второй петли, 1991 г. Прямая после третьей петли и вход в шестой поворот, 1984 г. Прямая после третьей петли, 1988 г. Вход в шестой поворот, 1985 г. Шестой поворот, 1984 г.

Шестой поворот, 1989 г. Вид на седьмой поворот и прямую перед ним от второй петли, 1985 г. Вход в седьмой поворот, 1986 г. Cедьмой поворот, 1986 г. Cвязка седьмого и восьмого поворотов, 1985 г.

Cвязка седьмого и восьмого поворотов, 1985 г. Отрезок трассы после восьмого поворота, 1985 г. Отрезок трассы между восьмым и девятым поворотами, 1985 г. Девятый поворот, 1985 г. Девятый поворот, 1989 г.

Десятый поворот, 1987 г. Десятый поворот, 1988 г. Десятый поворот и начало прямой старт-финиш, 1985 г. Участок малого кольца, служивший обычно для формирования стартового порядка гонщиков перед выездом на старт, 1985 г. Малое кольцо, 1985 г.

Чайка сегодня

← Гоночные трассы